Александр Кан: сейчас время не революционное

Автор фото: А. Плешкова

Александр Кан – джазовый критик, продюсер, обозреватель русской службы Би-Би-Си. В 70-е – 80-е годы – организатор основных событий в области новой музыки в Ленинграде. Книга Александра Кана "Пока не начался Jazz…" рассказ о рождении культуры ленинградского музыкального андеграунда. Героями книги стали трио "Ганелин-Тарасов-Чекасин"", дуэт "Гайворонский-Волков", Сергей Курехин, "Аквариум", "Странные Игры" и другие.

Александр, как вы оцениваете современное положение вещей в культурной, в том числе музыкальной жизни в Петербурге, за рубежом, в мире вообще?
Сейчас время не революционное. В предисловии к своей книге я упоминаю, что оно противоположно времени определенного пика (70 –80-ые годы). А тогда был необычайный взлет, подъем, как Серебряный век в русской литературе, французское кино начала 60-х гг. и немецкое кино 70-х. То же самое было у нас в Ленинграде, да и в стране, наверное, тоже, в русском роке и новом джазе. Социалистический строй подгнивал, он оказывал давление на культурное настроение людей, общее настроение у мыслящих людей было соответствующим, нужны были новые формы, поэтому появился всплеск рока, джаза, в том числе. Музыка подталкивала процесс. Сейчас культура, музыка у нас в стране и за рубежом гораздо меньшую роль играет в обществе.
Александр, скажите, а хотелось бы Вам организовать что-то, какой-то проект у нас, подобный тем, которые организовались Вами здесь в 1980-х?
Ну, я продолжаю с этим работать. Я продолжаю что-то организовывать. Иногда, например, я что-то делаю для фестиваля "Скиф". Сейчас я уезжаю в Екатеринбург, везу туда квартет британских музыкантов, например. Я организую для российских музыкантов проекты в Англии.
Немного поделитесь будущими проектами.
В моих будущих проектах – следующая книга о группе "Поп-механика".
Скажите, есть ли андеграунд сейчас у нас?
Конечно, он есть. Он обычно сидит по подвалам. "Фиш Фабрик", например. Но надо не просто сидеть, надо стремиться себя проявить. Каждый артист, в принципе, и стремится это делать. А андеграунд будет, если будут существовать маленькие клубы.
Остается добавить, что книга "Пока не начался Jazz…" очень лиричная и совсем не догматичная, и может быть, она помогает понять, что действительно не надо бояться нового?