Радость случилась в российской армии. Призывники выстроились в очередь у военкоматов, умоляя взять их послужить. А военкомы сурово улыбались в усы и брали не всех, а только самых здоровых, выносливых и патриотичных.
Остальных не отпускали, а оставляли на сладкое – чтобы осенью призвать или
весной. Где-то на Кавказе и деньги давали, чтобы только сыночку в армию взяли. В
Петербурге такого, понятно, не было, потому что город интеллигентный, но ажиотаж
тоже был.
Всему виной, говорят, слухи про то, что это последний призыв, когда берут в
армию на год, а потом опять начнут призывать то ли на два, то ли на полтора, а
может, и на все три года. Откуда слухи пошли – непонятно. Вроде генералы что-то
говорили про недокомплект, но они про это постоянно говорят. А Путин с
Медведевым молчали. И с законодательной инициативой про увеличение сроков службы
никто не выходил. В общем, совершенно иррациональная штука с этим
массово-добровольным призывом получилась. Конечно, можно было подумать на
военных – что они сознательно слухи распространили. Подумать можно, но поверить
– нет. Чтобы военные, да с таким креативом... Так что все случилось само собой.
Как в истории с солью. Когда вдруг ни с того ни сего – в условиях процветающей
стабильности, выстроенной вертикали и неуклонно растущего потребления – народ
вдруг начинал скупать соль мешками просто потому, что слух прошел, что соли не
будет.
Будь я государственным пропагандистом, мне определенно захотелось бы
выстроить из этих примеров какую-нибудь эффективную стратегию. Предложить
систему распространения слухов про то, как все в государстве нашем хорошо и как
будет еще лучше. Скажем, слух про то, что вода в кране у нас чистейшая, армия –
милейшая, милиция – деликатнейшая и т. д.
Тут проблема только в том, что в хорошие слухи про государство народ наш
абсолютно не верит. Народ верит в слухи про плохое государство. И если
пользоваться стратегией слухораспространения, то придется распространять
сплошной негатив. Скажем, распространяем слух про то, что через год перестанут
выдавать загранпаспорта. Народ, естественно, в это верит и штурмует ОВИРы. Или:
через год запретят продавать иностранные телевизоры – останутся только наши и
белорусские. Народ побежит в магазины.
Можно ли при помощи слухов бороться с инфляцией? Можно. Надо распустить слух,
что она будет стремительно расти. Для правдоподобности слухи придется
реализовывать. Пообещал, что в армию начнут брать на три года, – брать.
Пообещал, что паспорта не будут выдавать, – не выдавать. Тут, правда, за народом
надо приглядывать, чтобы палку случайно не перегнуть.