Сегодня и 18 июля в Мариинском театре состоится российская премьера оперы польского композитора К. Шимановского "Король Рогер" в постановке модного режиссера из Варшавы Мариуша Трелинского, полюбившегося российской публике после первой его работы в Мариинке - стильной "Мадам Баттерфлай" - в тандеме с высококлассным художником-постановщиком Борисом Кудличкой.
Согласно авторским указаниям, действие оперы "Король Рогер" происходит на
Сицилии и отнесено к мифологическому XII столетию. Для Шимановского, побывавшего
на Сицилии в канун Первой мировой войны, этот край стал воплощением
средиземноморской культуры с ее переплетением европейских,
византийских и арабских влияний.
Свое увлечение Средиземноморьем композитор разделил с двоюродным братом
– Ярославом Ивашкевичем, либреттистом "Короля Рогера" и в
дальнейшем знаменитым польским писателем. Три действия оперы решены в
различном ключе и носят названия "византийского", "восточного" и
"античного".
Пожалуй, по достоинству опера была оценена лишь во второй половине XX
столетия. Постановщики интерпретировали "Короля Рогера" и как картину
молодежного бунта 1960-х, и как иносказательный портрет
тоталитарных сект — в американской постановке 1980-х годов одному из персонажей
оперы были приданы черты проповедника Джима Джонса, чьи адепты из
секты "Народный храм" в 1978 году совершили массовое
самоубийство в Гайане.
Мариуш Трелинский выносит за скобки актуальные аллюзии, оставляя их на
волю зрительного зала. Он идет вслед за музыкальной драматургией
произведения и отказывается от однозначных ответов на заданные
композитором вопросы.
25 и 27 августа спектакль под управлением Валерия Гергиева
будет представлен на престижнейшем в мире театральном событии –
Эдинбургском фестивале.