Справедливая цена жизни и почему убыточно страхование «Зенита»

Автор фото: Вадим Янов. "ДП"

Председатель правления страховой группы "СОГАЗ" Вадим Янов редко делится своими планами с прессой. Он дал эксклюзивное интервью  "ДП"- вообще это его второе интервью за последние полтора года.

- Одна из ваших должностей - глава Олимпийского страхового пула. Есть ли уже первые подписанные договоры?
- Договоров пока нет, пул еще только формируется, поданы соответствующие документы в Страхнадзор. Пул добровольный: несколько компаний ("СОГАЗ", "АльфаСтрахование", "Гефест", "Ингосстрах", "РЕСО-Гарантия", "Росгосстрах" и "Согласие") договорились объединить емкости и выступить по принципу сострахования, чтобы обеспечить взятие на себя больших объемов ответственности. Сейчас многие компании хотят войти в пул, но тогда он может потерять смысл, конкуренция пропадет. Включать в его состав другие компании можно только по единогласному решению его участников.
- Когда будет подписан первый договор?
- Когда будет предмет для договора. Пока оргкомитет Олимпиады совместно с МОК разрабатывают единую комплексную программу страхования всех олимпийских объектов и страхования ответственности за проведение самой Олимпиады. Мы выделяем специалистов из компаний пула, которые помогут ее разработать. Поэтому в договорах с инвесторами, которые подписывает Оргкомитет, есть один подход - страхование будет осуществляться только в соответствии с комплексной программой. А она будет разработана в течение ближайших месяцев. Пока строительство в Сочи ведется частными инвесторами и не в рамках программы.
- Могут ли участники пула застраховать владельцев здания от его сноса по решению госорганов?
- Вас интересует вопрос частного дома, а МОК интересует возможность проведения Олимпиады в целом. И это - самый большой риск, под который пул создан, - ответственность нашего оргкомитета и России в целом за срыв проведения Олимпиады. Риск должен быть застрахован, это требование МОК. Российские компании в предыдущих Олимпиадах в подобных договорах не принимали участия. Размер ответственности там настолько большой, что принять такие риски могут только единичные игроки мирового рынка страхования. И наш пул попытается выиграть конкурс. Что касается имущественных рисков как частных инвесторов, так и "Олимпстроя" - это всё наш пул легко покроет. А риск срыва Олимпиады исчисляется миллиардами долларов.
- Раз уж речь пошла о спорте, невозможно не коснуться «Зенита», игроков которого вы страхуете. Такое страхование прибыльное или скорее имиджевое?
- Оно для нас убыточно, так как тарифы невысокие, а нагрузка на футболистов колоссальная и риск травмы высокий. Мы контролируем полное медобслуживание питерских футболистов, в том числе и на играх прошедшего чемпионата Европы. Отдельного тарифа для футболистов нет, он единый для всего клуба - застрахованы не только игроки, но и члены их семей, ветераны, персонал команды. Конечно, риски травм там выше, чем, например, если мы застрахуем газету «Деловой Петербург». Средняя операция для футболиста стоит 30-40 тыс. евро. Но мы не можем раскрывать подробности лечения, а тем более дату, когда выйдет на поле травмированный футболист. Помимо врачебной тайны, обнародование такой информации может повлиять на стоимость игрока.
- В конце мая вас выбрали председателем комитета Российского Союза Автостраховщиков по экспертизе вреда, причиненного жизни и здоровью. Означает ли это, что РСА намерен пересмотреть лимит по жизни для ОСАГО?
- Основная моя задача - привести стоимость жизни к единому стандарту. Она сейчас колеблется от 12 тыс. рублей на железнодорожном транспорте до $300 тыс. на международных авиационных перелетах (даже выполняемых российскими компаниями). На внутреннем рейсе та же ответственность авиакомпании гораздо ниже. Стоимость жизни на всех видах транспорта должна быть одинакова. Понимание необходимости такого стандарта есть и в правительстве РФ, и на страховом рынке. Но изменения в законодательстве могут привести к росту тарифов на транспорте. Поэтому сроки изменения закона назвать сложно, может, с 2011 года. Что касается справедливой цены жизни… то по уровню жизни и зарплате мы ничем не должны отличаться от Европы.
- Наше налоговое законодательство должно лучше стимулировать развитие страхования жизни. Сегодня в портфеле страховщиков оно занимает минимальную долю, тогда как в Швейцарии или Японии доля премии по накопительному страхованию доходит до 80%. Соотношение страхования жизни с другими рисковыми видами удручает - в нашей группе эта доля менее 10%, и при этом мы лидеры по накопительному страхованию. Пока основная доля собирается нами в корпоративном страховании, но сейчас серьезное внимание уделяется рознице, это очень перспективно.
- Означают ли ваши слова, что вы акцентируетесь на ретейле?
- Мы специализируемся на промышленном корпоративном страховании, и ретейл не основной вид деятельности. Мы страхуем не только "Газпром" плюс одного-двух клиентов - у нас более десяти ключевых страхователей, например "Роснефть", РЖД, "Росатом". Главное направление - промышленное корпоративное страхование, и мы не собираемся от него отходить. Задачи пойти в ретейл нет. Обслуживание, например, моторного портфеля связано в первую очередь с физлицами, работающими у наших корпоративных клиентов. Нет задачи собрать "с улицы" как можно больше премии и затем не думать о качестве сервиса.
- Насколько вы довольны позициями, занимаемыми группой "СОГАЗ" в Петербурге?
- Наше присутствие может быть большим. Если учесть, что "СОГАЗ" вышел на лидирующие позиции среди российских страховщиков (компания по итогам I квартала собрала 13,7 млрд рублей. - авт.), то на сегодня четвертое место по Петербургу нас не устраивает. Прогнозируем, что премия на 2008 год вырастет в Петербурге до 1,8 млрд рублей (в 2007 году - 1,3 млрд).
- Какие направления в Петербурге вы намерены развивать?
- В первую очередь, медицинское страхование. Недавно была встреча с правительством Ленобласти, где поднимался вопрос о проведении конкурса по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения. В области тендера не было более трех лет, в Петербурге - два года. Хотя он должен проходить ежегодно. В ОМС, особенно в части неработающего населения, группа "СОГАЗ" должна быть представлена существеннее. Это направление нас очень волнует. С губернатором Ленобласти Валерием Сердюковым был обстоятельный разговор, мы готовы к конкуренции и готовы к серьезным инвестициям в медицинскую сферу. В Петербурге будем двигаться в том же направлении.
- О каких инвестициях идет речь?
- Летом 2009 года завершится строительство больницы площадью 11 тыс. м2 на канале Грибоедова. Это $40 млн инвестиций. Группой готовится и комплексная федеральная программа развития собственной медицинской инфраструктуры по всей стране. И эта больница - первый объект программы в Петербурге. Но город и область должны иметь еще несколько объектов "СОГАЗа", связанных с медобслуживанием. Мы планируем развитие социальных медучреждений и санаторно-курортного лечения. Управлять всеми медицинскими объектами будет компания "Газпроммедсервис - стопроцентная "дочка" "СОГАЗа", она уже работает с несколькими санаториями на юге страны и в Московской области. В них отрабатывается схема комплексного медобслуживания - от амбулаторного лечения до санаторно-курортного. Совет директоров в конце года будет утверждать программу инвестирования в медицинскую инфраструктуру.
- Что вы скажете по поводу развития моторного страхования? У многих оно стоит на первом месте…
- Для нас также очень важно развитие автострахования (каско и ОСАГО), причем именно в плане качества сервиса. Ценовая конкуренция менее значима: по ОСАГО тарифы одинаковы, по каско они тоже выравниваются. Для повышения качества обслуживания мы реализуем программу открытия центров страхового сервиса, в них будет комплексное урегулирование убытков по автострахованию. Нами уже отработаны информационные технологии, типовой стандарт, чтобы у клиента не было проблем с прохождением документации и обслуживанием автомобиля. Центры уже работают в Москве, Перми и Томске, этой осенью появятся в Петербурге. В городе их должно быть не менее трех в течение трех лет. Помещение первого центра мы берем в аренду, а затем возможны варианты выкупа. В то же время по автострахованию мы не стремимся к первому месту. Пока эти продукты носят неотработанный характер: как законодательно, так и технологически. В нашем портфеле автострахование занимает около 15%, и нас такая доля устраивает.