Харизму всегда расценивали как бесценный дар для любого руководителя. Сегодня теоретики менеджмента думают иначе, видя в ней дополнительную трудность.
Шансов взойти на вершину карьерной лестницы, оставив остальных висеть внизу,
на шатких ступенях, гораздо больше у человека, наделенного исключительными
личностными качествами. Вывести компанию в лидеры ему тоже удастся. Однако
удержать ее на олимпе будет очень сложно.
Часто у харизматичных руководителей компании держатся исключительно на их
харизме. Как только сверхличности покидают фирму, темпы ее роста падают. Так
было с Ли Якокка, пока он возглавлял Chrysler. И с Колманом Моклером. Как только
он перестал руководить компанией Gillette, ее продали Procter&Gamble.
"Я часто сталкиваюсь с тем, что именно харизма основателя бизнеса становится ограничивающим фактором развития, – говорит генеральный директор ООО "Треникум" Сергей Потапов. – Безусловно, в большинстве ситуаций харизматик достигает выдающихся результатов в кратчайшие сроки. Однако с ростом компании возникает ситуация, когда по мере движения вниз по иерархической лестнице след от энергии лидера рассеивается".
"Я часто сталкиваюсь с тем, что именно харизма основателя бизнеса становится ограничивающим фактором развития, – говорит генеральный директор ООО "Треникум" Сергей Потапов. – Безусловно, в большинстве ситуаций харизматик достигает выдающихся результатов в кратчайшие сроки. Однако с ростом компании возникает ситуация, когда по мере движения вниз по иерархической лестнице след от энергии лидера рассеивается".
По словам Сергея Потапова, харизматичные лидеры зачастую манипулируют своими
подчиненными. Это ослабляет коллектив. Без руководителя он напоминает кирпичную
кладку без цемента. В таких ситуациях можно и нужно ограничивать свое влияние на
подчиненных. Только вот найти инструменты и способы умерить харизму очень
сложно. Ни бизнесмены, ни тренеры, ни психологи не дают рецепта. Его интуитивно
и индивидуально для себя может найти каждый харизматик. Правда, при наличии
желания. "Харизма либо есть, либо нет. Развить ее невозможно, так же как и
приобрести", – уверен партнер консалтинговой компании "Беспалов и партнеры"
Александр Беспалов.
Он вообще считает, что многие западные идеи относительно харизматиков не
могут быть применены в России. По его мнению, российским руководителям надо
искать свой путь, понимая проблемы как Запада, так и Востока. (Например,
японский кайдзен сейчас уже неэффективен в Японии, а у нас только начинает
внедряться и часто преподносится как инновация.) "Если вам удалось избежать
зависимости от харизматичного сотрудника, но при этом активно развиваться –
отлично. Если от вас ушел незаменимый и вы закрыли компанию – замечательно! Это
– рынок. Это – жизнь", – заключает Александр Беспалов.
"Опасность чрезмерной харизматичности заключается в том, что команда
привыкает быть ведомой и теряет навыки самостоятельного принятия решений и
способности к риску", – говорит психолог Жанна Бунимович.
Еще один минус харизматичного руководителя состоит в том, что он редко готовит себе смену. "Отчасти потому, что уверен: лучше его никто не сумеет управлять ситуацией, – поясняет Жанна Бунимович. – Он может вести дела нестандартными способами. Это затрудняет их передачу. Плюс харизматик всегда считает, что те, кто идет за ним, будут учиться на его примере".
Еще один минус харизматичного руководителя состоит в том, что он редко готовит себе смену. "Отчасти потому, что уверен: лучше его никто не сумеет управлять ситуацией, – поясняет Жанна Бунимович. – Он может вести дела нестандартными способами. Это затрудняет их передачу. Плюс харизматик всегда считает, что те, кто идет за ним, будут учиться на его примере".
Сложность заключается еще и в том, что, становясь формальным и неформальным
лидером, харизматичный руководитель формирует вокруг себя команду из
талантливых, но зависимых людей. "Большую часть решений харизматик принимает
самостоятельно, и в случае его ухода сотрудники как бы замирают, – говорит Жанна
Бунимович, – так как на них существенную часть влияния оказывали не
управленческие решения, а личностные качества".
Руководитель петербургского офиса TRANSEARCH International Ольга Чеботкова,
считает, что беда харизматичного управленца также в том, что он продвигает не
свою компанию, а свое имя. "Как показывает практика, продвигать и то и другое
параллельно не получается, – отмечает она. – Менеджеры, обладающие лишь
харизмой, зачастую не желают делить успех с подчиненными".
Кстати, харизма – это наделенность авторитетом, основанным на исключительных
– интеллектуальных, духовных или каких-либо иных – качествах личности. Термин
появился в конце XIX века.