За более чем 15 лет существования благотворительности в постсоветской России компании (главным образом банки) по-прежнему жертвуют деньги бессистемно, по принципу "кто попросил, тому и дали". По оценке руководителя консалтинговой группы "Беспалов и партнеры" Александра Беспалова, отечественным жертвователям не хватает системного руководства благотворительными проектами.
"Как правило, отчисления происходят случайно: кто-то пришел – попросил –
проект профинансировали. Очень малое количество компаний оценивает эффективность
вложенных средств. К примеру, дорогое медицинское оборудование быстро стареет за
неимением врачей, – рассуждает Александр Беспалов. – С другой стороны, ряд
компаний, и в первую очередь банков, уже начинает формировать социальные
программы при участии специалистов".
По информации благотворительного общественного фонда "Созидание", как и в
середине 1990-х, сейчас наиболее активно благотворительностью занимаются банки и
финансовые компании. В частности, по данным фонда, более 80% отечественных
банков регулярно направляют средства на реализацию социальных и
благотворительных программ. Лидеры по объемам благотворительности – московские и
петербургские банки ("Санкт-Петербург", "Международный банк Санкт-Петербурга",
"Петербургский городской банк"), а также их филиалы в регионах.
"По нашим оценкам, объемы вложений в социальные программы и
благотворительность со стороны банков, а также количество подобных проектов в
Петербурге несколько меньше, чем в Москве, – говорит PR-директор
благотворительной организации "Клуб наблюдающих за облаками" Наталья Снегирева.
– В то же время по объемам различных пожертвований петербургские и региональные
компании приближаются к московским".
По словам Александра Беспалова, наиболее распространенными направлениями благотворительности среди отечественных корпораций остаются помощь инвалидам и ветеранам войны, детским учреждениям, а также финансирование проектов, связанных со здравоохранением.
По словам Александра Беспалова, наиболее распространенными направлениями благотворительности среди отечественных корпораций остаются помощь инвалидам и ветеранам войны, детским учреждениям, а также финансирование проектов, связанных со здравоохранением.
"Как правило, выбор компанией того или иного направления благотворительности
объясняется исключительно предпочтениями акционеров или владельцев", – уверен
Александр Беспалов. "В последнее время вслед за западными коллегами российские
бизнесмены начинают поддерживать не только проблемные социальные слои, но и
ведут активную молодежную политику", – замечает Наталья Снегирева. По данным
Ассоциации банков Северо-Запада, в Петербурге молодежные программы спонсируют
ОАО "Балтинвестбанк", ЗАО "КАБ "Викинг" и ООО "УК "БФК".
Кстати, по оценкам Всероссийского центра изучения общественного мнения,
ежегодно российские компании тратят на благотворительность до 11% чистой
прибыли. К 2007 году 70% российских компаний занимались благотворительностью.
Несколько лет назад данный показатель составлял около 50%. В США в
благотворительности не задействованы всего 2% компаний, в Европе – 4%. Поэтому
до Европы с Америкой в смысле благотворительности нам еще очень далеко.