Президент Mirax Group Сергей Полонский поделился с читателями своего интернет-дневника мыслями о несовершенстве рыночной экономики:
"Рыночная экономика – устаревший тип бизнеса. По сути дела рынок и рыночная
экономика – это одно и то же. Стоят бабушки, дедушки, продают огурчики,
помидорчики, яблочки. Вы подходите, покупаете яблочко. Вы же не знаете, что это
за яблочко. Вам же никто не может гарантировать, что это яблочко не из
Чернобыля. Лежат яблочки по 10 рублей, а рядом такие же, но по 5. Какие вы
купите? По 5. А почему они по 5, а не по 10 – не задумывались никогда? Яблочки и
здесь красивые, и здесь красивые. Но вы же не знаете, что у них внутри. И это
рыночные условия!"
Своим посланием бизнесмен пытается показать разницу между строительными
компаниями на рынке: "А теперь, скажите, кто из вас купит квартиру в компании
"Кошкин-Мышкин" в Москве по $2 за квадратный метр? Да если сейчас поставить
забор, повесить на него объявление "$2 за метр", все люди будут в шесть утра
занимать очередь, там будут драки, нужно будет ставить "скорую". Люди будут
убивать друг друга за очередь. Как и в истории с яблочками, один забор ничем не
отличается от другого забора. Как вы можете отличить, где компания
"Кошкин-Мышкин", а где нормальная компания? Вы никак не отличите! Любой из вас
может оказаться в такой ситуации, особенно если название будет типа "СУ-10". В
роли лоха может оказаться любой, включая меня. И в этом проблема рыночной
экономики".
Сергей Полонский приводит пример Франции, где законом запрещается строить
супермаркеты в радиусе 5 км от уже построенных. Такой подход, по его мнению,
более приемлемый, потому что повышение конкуренции в определенной зоне – это
уменьшение товарооборота, но сохранение тех же накладных расходов и заработных
плат.
Все это приводит к повышению цен на продукцию, но никак не отражается на
качестве сервиса.
"Рыночная система – это старье. Когда маленьких компаний на рынке нет, и
остается 15 крупных, я ставлю забор, люди видят этот забор – они знают, какого
качества будет квартира в доме. В таких условиях я не могу построить дом хуже,
чем я сказал. Потому что перед клиентом я отвечаю своим именем".
Читателям интернет-дневника подобные суждения показались заявкой на
стремление Mirax group стать монополией в строительном бизнесе:
Denisxru: это называется государственным регулированием
отрасли, а рынок нельзя отменять. С другой стороны – монополия. Нужно болтаться
посередке.
Анонимно: Сергей Юрьевич, вы ошибаетесь. Мне кажется, не для
того вы строите самые высокие и необычные здания, не для того вы рекламируетесь
везде, чтобы быть как "два одинаковых яблока". Все дело в позиционировании. И
вы, я думаю, сами знаете, что из двух супермаркетов на "одном квадратном метре",
даже при одинаковых ценах останется только один – тот, который для покупателей
является лучшим (естественно в голове, в субъективных восприятиях). Данный пост
с точки зрения маркетинга несостоятелен.
Timalexv: Местами согласен. Но это все же монополия, а она
не заставляет предпринимателя развиваться, так как он попадает в
"рафинированную" среду, а от этого может и потребитель страдать.