Самый большой куш можно сорвать, перепродав компанию стратегическому инвестору. Продажа своего дела просто инвестору означает, что вы работали неэффективно. Так считают участники семинара "Продажа/покупка бизнеса: определение цены. Практика и риски", организованного Центром предпринимательства США – Россия, СПИБА и Ernst&Young.
Инвестиционный управляющий компании "Квадрига-Капитал Россия" Владимир
Марахонов посоветовал инвестору при покупке бизнеса сразу определиться, кому он
будет его продавать. "Инвестор работает на поле чудес, он зарывает золотой в
надежде вырастить большое дерево. Эффективность вложения определяется по
формуле: кратное увеличение капитализации должно быть равно сроку
инвестирования. Если он провел с компанией пять лет, капитализация должна
вырасти в пять раз. Это дает внутреннюю норму рентабельности порядка 30".
Управляющий партнер "Магазина готового бизнеса" Дмитрий Цехместер рассказал,
что увеличить стоимость компании можно, приведя в порядок документооборот,
заключив долгосрочные контракты с ключевыми менеджерами, зарегистрировав все
свои товарные знаки и патенты.
По мнению участников семинара, проблемой при покупке и продаже готового
бизнеса остается то, что инвестор не знает, что ему нужно, а продавец не
представляет реальную стоимость бизнеса.