ДАЙДЖЕСТ. Волгоградский суд обязал банк "Русский стандарт" персонально уведомлять своих клиентов об изменении тарифов. Это может стоить владельцу банка Рустаму Тарико порядка $10 млн. Рынок опасается, что под ударом может оказаться практически любой банк.
Банкиры опасаются, что решение Волгоградского суда,
подкрепленное интересом к ситуации со стороны ФАС, может быть использовано
контролирующими органами в качестве отправной точки для начала очередной
антибанковской кампании ."У нас не прецедентное право, но многие громкие
кампании в отношении банков начинались именно с единичных решений", -
напоминает руководитель розничного департамента одного из банков.
Под удар могут попасть многие игроки рынка, ведь практически
все банки прописывают в своих договорах возможность изменения тарифов в
одностороннем порядке. При этом зачастую банки уведомляют клиентов об этом через
сайт или в своих отделениях.
30 мая Центральный районный суд Волгограда удовлетворил иск
местной прокуратуры к банку "Русский стандарт". Прокуратура подвергла сомнению
правомерность способа, которым банк уведомлял клиентов об изменении тарифов.
Разработанные "Русским стандартом" условия кредитования обязывают клиента
самостоятельно регулярно обращаться в банк за получением сведений об изменении
условий обслуживания и тарифов, пояснил "Коммерсанту" прокурор Александр Расстрыгин. Суд согласился с
доводами прокуратуры и обязал банк исключить признанное незаконным положение из
условий предоставления кредитов.
По вопросу уведомления клиентов об изменении тарифов банки
судятся с прокуратурой впервые. Ранее власти предъявляли претензии по другим
поводам. При этом проблема информирования банками клиентов о смене тарифов
беспокоит не только прокуратуру. В начале года Федеральная
антимонопольная служба по жалобе клиентов банков запросила в более чем ста
крупнейших кредитных организациях информацию о том, каким способом они
информируют клиентов об изменении расценок на свои услуги.
В конечном итоге персональное уведомление обойдется дороже
самим же клиентам банков. Свои расходы по информационному сопровождению услуг
они заложат в их стоимость, что приведет к значительному повышению тарифов,
уверены эксперты. При этом массовые рассылки уведомлений клиентам могут обойтись
банкам дороже привычной рекламы.
По оценкам рекламного агентства EuroPublicity, медиабюджет
"Русского стандарта" в 2007 году составил порядка $18,5 млн. По подсчетам
аналитика ФК "Уралсиб" Леонида Слипченко, письменное извещение клиентов будет
стоить "Русскому стандарту" порядка $10 млн, то есть больше половины рекламного
бюджета.