Уже более недели раздается придыханный ор тысяч граждан России по поводу победы некоего поп-певца на "Евровидении". Победа – вещь похвальная, но если жителям Европы в рамках развлекательного телеконкурса понравился молоденький брюнетик средних вокальных способностей – это ведь не основание делать его победу культурным событием государственного масштаба.
Но так уж повелось – сила вовлеченности некоторых русских людей в угар
общественной ахинеи может быть поистине космической, неодолимой: поклонники Димы
Билана, говорит lenta.ru, написали открытое письмо президенту России с просьбой
установить на набережной Нижнего Новгорода памятник певцу в образе Гая Юлия
Цезаря в честь победы на "Евровидении". Кроме того, в городе Усть-Джегута, где
Билан родился, власти уже решили назвать его именем одну из улиц. Об этом
абсурде не сказал только ленивый, я хочу поговорить несколько о другом.
Вспомним путь гениального русского певца Федора Ивановича Шаляпина: из
опухшего от голода юноши – в человека, чьим талантом восхищались европейские
монархи, приглашая к себе в ложи. Глядя на его мастерство, Станиславский писал
свою знаменитую актерскую систему. И вся Россия, мне думается, рукоплескала
Шаляпину, называя великим, не потому, что продюсеры Федора Ивановича занимались
его раскруткой (продюсеров у него, к слову, не было), а потому, что занят он был
другим: своим трудом поднял искусство пения на невиданную прежде высоту. Я это к
тому говорю, что вообще-то певцом можно назвать не всякого, кто ежедневно по TV
издает звуки под мелодию, а лишь того, кто достиг в этом особого мастерства.
Россия решительно с этим не согласна.
В нашем обществе царит культ середняка. Почему в России теперь кто как
назовется, тот тем в глазах публики и становится, я никак не разумею. Захотел
безголосый – обернулся певцом, захотели криворукие – стали художниками, и все
это без школы, без труда, схватив наспех пару-тройку азов какого-либо дела. И
ужас в том, что все соглашаются и подыгрывают им в их обмане, как будто не
видят, что король-то – голый. Не надо торговый музыкальный проект выставлять
достижением культуры. Наш доморощенный шоу-бизнес – это местечковая копия
западной шоу-индустрии, которая своей целью ставит продажи среднепопсового
товара, а вовсе не преображение музыкального искусства. Поэтому, говоря об этой
победе, можно поздравить господина Билана с отличной рекламой, которая увеличит
его личные продажи, но не более того.