Пресс-релиз: Стратегия роста российских ритейлеров.

PricewaterhouseCoopers провела первое исследование российского рынка розничной торговли "Ритейл сегодня и завтра".

Главная цель данного отчета заключается в рассмотрении наиболее важных вопросов и проблем, стоящих перед участниками рынка розничной торговли, с точки зрения перспектив развития бизнеса.
Крис Скирроу, партнер, руководитель практики по предоставлению услуг компаниям сектора розничной торговли и производства потребительских товаров PricewaterhouseCoopers, комментирует: "Устойчивый экономический рост и быстрое распространение современных торговых форматов за последние пять лет создали исключительно благоприятные рыночные условия для сектора розничной торговли. Этот рост сопряжен с рядом проблем, и ответы участников исследования отражают некоторые варианты стратегических решений этих проблем".
В настоящее время рынок розничной торговли сильно фрагментирован: на долю 5 ведущих компаний розничной торговли приходится всего лишь 5-6% доли рынка (для сравнения: в Великобритании четырем ведущим компаниям принадлежит 85% рынка). Компаниям необходимы специальные стратегии применительно к рыночной консолидации.
Участники исследования отмечают, что в последнее время российский сектор розничной торговли продемонстрировал стремительный рост, движущим фактором которого была растущая покупательная способность российских потребителей. Учитывая динамику развития розничного сектора, респонденты ожидают, что эта тенденция сохранится и в ближайшей перспективе.
Руководители, принявшие участие в исследовании ,утверждают, что компаниям необходима эффективная стратегия для развития и расширения бизнеса. Опрошенные отметили, что наиболее предпочтительной стратегией является модель создания новых предприятий, предполагающая аренду (91% опрошенных) и строительство (69%), а также приобретение площадей (50%).
Участники опроса отмечают долговое финансирование (84%) и использование прибыли компании (79%) в качестве оптимальных путей финансирования развития бизнеса. Некоторые игроки рассматривают варианты стратегического инвестирования и IPO (по 16%).
Несмотря на то что стратегия слияний и поглощений обеспечивает возможность быстрого роста, лишь ограниченное число участников опроса готовы применить ее в качестве основной стратегии роста (44%). Это вызвано такими негативными факторами, как завышенные цены на объекты приобретения (на что указывают 89% руководителей), проблемы, возникающие в период интеграции после проведения сделки отсутствие финансовых ресурсов для приобретения (по 47%), а также отсутствие подходящих объектов на рынке (42%).
На сегодняшний день существует огромный потенциал для роста бизнеса, и сохраняется возможность занять ниши современных форматов розничной торговли и брендов. Тем не менее эксперты указывают на ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться компаниям в России. В качестве барьеров, негативно влияющих на российский рынок розничной торговли, респонденты отметили административные барьеры (77%), рост конкуренции (55%), инфраструктурные проблемы (45%). В числе прочих проблем, стоящих перед отраслью, были названы необходимость повышения операционной эффективности и снижения затрат, нехватка торговых площадей и складских помещений, логистика и управление цепочкой поставок, нехватка специалистов в этих областях, а также перспективы вступления в ВТО.
Большинство руководителей отмечают, что оптимизация затрат и управления запасами, а также повышение эффективности ИТ-процессов являются путями повышения рентабельности и улучшения конкурентного положения компании. 50% участников опроса считают, что существующие в их компаниях ИТ-системы отвечают текущим требованиям, а более половины опрошенных компаний планируют провести модернизацию ИТ-систем в 2008-м и 2009 годах.
Все игроки рынка отмечают существование острой проблемы дефицита кадров руководителей высшего (100% опрошенных) и среднего (30%) звена и высокий уровень ротации персонала в магазинах.
Большинство компаний (72%) признают важность отчетности по вопросам корпоративной социальной ответственности (КСО) и ее позитивное влияние на бизнес, 67% опрошенных компаний выпускают ежегодный отчет о корпоративной социальной ответственности, 56% участников опроса отметили наличие программ по охране окружающей среды. Однако небольшое число участников распространило действие таких программ на цепочки поставок для мониторинга охраны здоровья, безопасности и условий работы у поставщиков.
Крис Скирроу комментирует: "Несмотря на то что в ответах участников обзора перечислено множество проблем, нас поразил высокий уровень оптимизма в восприятии будущего и практически всеобщая уверенность в продолжении положительного развития рынков в обозримом будущем".
Анна Аристова по тел.: +7 (495) 967-6000,
e-mail: anna.aristova@ru.pwc.com
Вера Тоцкая по тел.: +7 (495) 967-6179,
e-mail: vera.totskaya@ru.pwc.com