10:2528 марта 200810:25
14просмотров
10:2528 марта 2008
PricewaterhouseCoopers провела первое исследование российского рынка розничной торговли "Ритейл сегодня и завтра".
Главная цель данного отчета заключается в
рассмотрении наиболее важных вопросов и проблем, стоящих перед участниками рынка
розничной торговли, с точки зрения перспектив развития бизнеса.
Крис Скирроу, партнер, руководитель практики по
предоставлению услуг компаниям сектора розничной торговли и производства
потребительских товаров PricewaterhouseCoopers, комментирует: "Устойчивый
экономический рост и быстрое распространение современных торговых форматов за
последние пять лет создали исключительно благоприятные рыночные условия для
сектора розничной торговли. Этот рост сопряжен с рядом проблем, и ответы
участников исследования отражают некоторые варианты стратегических решений этих
проблем".
В настоящее время рынок розничной торговли сильно
фрагментирован: на долю 5 ведущих компаний розничной торговли приходится всего
лишь 5-6% доли рынка (для сравнения: в Великобритании четырем ведущим компаниям
принадлежит 85% рынка). Компаниям необходимы специальные стратегии применительно
к рыночной консолидации.
Участники исследования отмечают, что в последнее
время российский сектор розничной торговли продемонстрировал стремительный рост,
движущим фактором которого была растущая покупательная способность российских
потребителей. Учитывая динамику развития розничного сектора, респонденты
ожидают, что эта тенденция сохранится и в ближайшей перспективе.
Руководители, принявшие участие в исследовании
,утверждают, что компаниям необходима эффективная стратегия для развития и
расширения бизнеса. Опрошенные отметили, что наиболее предпочтительной
стратегией является модель создания новых предприятий, предполагающая аренду
(91% опрошенных) и строительство (69%), а также приобретение площадей
(50%).
Участники опроса отмечают долговое финансирование
(84%) и использование прибыли компании (79%) в качестве оптимальных путей
финансирования развития бизнеса. Некоторые игроки рассматривают варианты
стратегического инвестирования и IPO (по 16%).
Несмотря на то что стратегия слияний и поглощений обеспечивает возможность быстрого роста, лишь ограниченное число участников опроса готовы применить ее в качестве основной стратегии роста (44%). Это вызвано такими негативными факторами, как завышенные цены на объекты приобретения (на что указывают 89% руководителей), проблемы, возникающие в период интеграции после проведения сделки отсутствие финансовых ресурсов для приобретения (по 47%), а также отсутствие подходящих объектов на рынке (42%).
Несмотря на то что стратегия слияний и поглощений обеспечивает возможность быстрого роста, лишь ограниченное число участников опроса готовы применить ее в качестве основной стратегии роста (44%). Это вызвано такими негативными факторами, как завышенные цены на объекты приобретения (на что указывают 89% руководителей), проблемы, возникающие в период интеграции после проведения сделки отсутствие финансовых ресурсов для приобретения (по 47%), а также отсутствие подходящих объектов на рынке (42%).
На сегодняшний день существует огромный потенциал
для роста бизнеса, и сохраняется возможность занять ниши современных
форматов розничной торговли и брендов. Тем не менее эксперты указывают на ряд
проблем, с которыми приходится сталкиваться компаниям в России. В качестве
барьеров, негативно влияющих на российский рынок розничной торговли, респонденты
отметили административные барьеры (77%), рост конкуренции (55%),
инфраструктурные проблемы (45%). В числе прочих проблем, стоящих перед отраслью,
были названы необходимость повышения операционной эффективности и снижения
затрат, нехватка торговых площадей и складских помещений, логистика и управление
цепочкой поставок, нехватка специалистов в этих областях, а также
перспективы вступления в ВТО.
Большинство руководителей отмечают, что оптимизация
затрат и управления запасами, а также повышение эффективности ИТ-процессов
являются путями повышения рентабельности и улучшения конкурентного положения
компании. 50% участников опроса считают, что существующие в их компаниях
ИТ-системы отвечают текущим требованиям, а более половины опрошенных компаний
планируют провести модернизацию ИТ-систем в 2008-м и 2009 годах.
Все игроки рынка отмечают существование острой
проблемы дефицита кадров руководителей высшего (100% опрошенных) и среднего
(30%) звена и высокий уровень ротации персонала в магазинах.
Большинство компаний (72%) признают важность
отчетности по вопросам корпоративной социальной ответственности (КСО) и ее
позитивное влияние на бизнес, 67% опрошенных компаний выпускают ежегодный
отчет о корпоративной социальной ответственности, 56% участников опроса отметили
наличие программ по охране окружающей среды. Однако небольшое число участников
распространило действие таких программ на цепочки поставок для мониторинга
охраны здоровья, безопасности и условий работы у поставщиков.
Крис Скирроу комментирует: "Несмотря на то
что в ответах участников обзора перечислено множество проблем, нас поразил
высокий уровень оптимизма в восприятии будущего и практически всеобщая
уверенность в продолжении положительного развития рынков в обозримом
будущем".
Анна Аристова по тел.: +7 (495) 967-6000,
e-mail: anna.aristova@ru.pwc.com
Вера Тоцкая по тел.: +7 (495) 967-6179,
e-mail: vera.totskaya@ru.pwc.com