Как россияне копят деньги

Половина россиян не может копить деньги, четверть населения хранит их дома в "кубышке" и лишь каждый девятый пользуется банковскими депозитами.

<b>К такому выводу пришли</b> специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в результате опроса россиян, проведенного по заказу Агентства по страхованию вкладов.
<b>Социологи составили портрет</b> "сберегателя". Это москвич или петербуржец возраста от 45 до 59 лет с высшим образованием и доходом в размере пяти тысяч рублей на члена семьи, он называет свое материальное положение "хорошим" или "очень хорошим". Второй распространенный типаж сберегателей – пенсионер.
<b>Около 26% опрошенных </b>по старинке хранят свои сбережения дома "в чулке". Год назад "чулочников" было в два раза больше – 50% респондентов.
<b>Держателей банковских депозитов </b>стало меньше – 11% против 16% в прошлом году. Две основные причины – снижение ставок до уровня инфляции и страсть к покупкам.
<b>Около 21% населения</b> пользуются другими банковскими услугами: потребительскими кредитами, автокредитами, оплатой коммунальных услуг, денежными переводами. Причем с 2006 года доля банковских клиентов снизилась на 12%.
<b>46% опрошенных вообще </b>не являются клиентами банков, а это на 9% больше, чем в прошлом году. Образовалась так называемая прослойка людей, которые не видят смысла в накоплениях – например, каждый пятый житель Москвы и Санкт-Петербурга не видит смысла делать накопления и стремится потратить все свои доходы.
<b>Вклады, кубышки и покупки<br></b><b>В 2007 году банковские вклады</b> вместо "кубышки" получили другого конкурента - стремление людей тратить как можно больше. Исход этой битвы предопределит динамику изменения нормы сбережений в среднесрочной перспективе, считают специалисты Агентства по страхованию вкладов.
<b>Как ни странно, величина</b> процентной ставки чаще всего не является определяющей для вкладчиков в выборе банков. По этому критерию выбор делается только в 18% случаях. 26% респондентов выбирают банк исходя из "близости отделения к дому". Самым важным фактором стала "принадлежность банка государству".
<b>Доверие к банкам выросло </b>у 16% респондентов, уменьшилось – у 8%. Около 46% россиян признались, что их отношения к банкам никак не изменилось за последние три года. Этот расклад может измениться в худшую для банков сторону, если они все же решат ввести безотзывные вклады – 42% вкладчиков сказали, что тогда вообще откажутся от срочного банковского вклада.
<b>Примерно 38% людей </b>знают о системе страхования вкладов. О том, что сумма страхового возмещения увеличилась в 2007 году, узнали 37% респондентов, больше половины из них признались, что это повлияло на их решение либо впервые отнести деньги в банк, либо увеличить вклад, либо увеличить срок вклада.
<b>Каким банкам нет доверия <br></b><b>Исследователи глубинно</b> опросили также 20 жителей 6 городов-миллионников с доходом от 50 тыс. рублей на человека. Минимальные суммы их накоплений на банковских счетах – от 100 до 500 тыс. рублей. Респонденты из этой групы стараются выбрать способ вложений, который был бы одновременно надёжным и прибыльным.
<b>Наиболее часто упоминались </b>вложения в недвижимость или в собственный (или родственников, партнёров) бизнес. Особенно часто в бизнес вкладываются жители нестоличных городов.
<b>Чаще всего высокодоходное</b> население копит деньги для покупки недвижимости, машины или для дальнейших инвестиций в собственный бизнес. Копить деньги они предпочитают в государственных банках или в банках с участием иностранного капитала.
<b>Ненадежный банк, по их словам </b>– это недавно созданный частный банк, навязчиво рекламирующий свои услуги, имеющий длинное или вычурное название. С настороженностью респонденты относятся к большинству малых банков.
<b>Среди приоритетных </b>банковских услуг – ипотечный кредит, автокредит, кредит на развитие бизнеса, на крупные покупки, пластиковые карты, оплата коммунальных услуг, срочные вклады или вклады до востребования, банковские ячейки, денежные переводы. Большая часть опрошенных не имеет срочных банковских вкладов, при том, что счета есть практичечки у всех. Те же, у кого все-таки есть депозиты, используют их для сохранности средств и хотя бы частичной компенсации инфляционных потерь.
<b>Основные претензии к банкам</b> - очереди, невозможность свободно выбрать страховую компанию при кредитовании, низкая скорость обслуживания и неудобный режим работы.
<b>Что касается системы страхования</b> вкладом, часть зажиточных россиян считает, что "установление гарантий по вкладам стало очень важным нововведением, приближающим отечественную банковскую систему к мировым стандартам". Другая часть считает, что "нельзя доверять гарантиям со стороны государства, действия которого не раз являлись причиной разорения вкладчиков".
<b>В опросе приняли участие </b>1,6 тыс. человек старше 18 лет, проживающих в 153 населённых пунктах в 46 регионах России.