13:1406 марта 200813:14
32просмотров
13:1406 марта 2008
На Кавказском курорте до сих пор функционирует старинный тренажерный зал – с аппаратами 1902 года. Корреспондент "ДП" выяснил, как работают дореволюционные тренажеры.
<b>В начале XX века</b> в России стали популярны "механические методы оздоровления", которые начали сочетать с минеральными ваннами кавказских источников. В 1902 году Министерство земледелия, в ведении которого тогда были курорты, закупило для Минвод новые, невиданные до того тренажеры.
<b>В XIX веке профессор анатомии</b> Упсальского университета в Швеции Густав Цандер разработал специальные аппараты, работающие без вмешательства оператора. Они сами задавали скорость и нагрузку в зависимости от состояния пациента. До этого изобретения возле каждого лечебного тренажера должен был стоять методист, следивший, чтобы пациент не перенапрягся и не причинил себе вред. Цандер своим изобретением создал новую отрасль лечебной физкультуры – машинную гимнастику, или механотерапию.
<b>Словарь Брокгауза и Ефрона </b>пишет: тренажеры Цандера – это аппараты, которые без всякого со стороны пациента напряжения действуют на мускулы механически путем трясения, валяния, толчков, глажения и вибрации особых приборов. Аппараты Цандера можно считать прародителями современных "качалок", но только отчасти. После так называемой американской сексуальной революции культ тела стал важнее здоровья. В результате эволюция тренажерной индустрии пошла другим путем, и то, что сейчас стоит в залах, с оздоровительными тренажерами начала XX века почти ничего общего не имеет.
<b>Но тогда</b> "ленивый" шведский подход к оздоровлению быстро набрал популярность – в Ессентуки зачастила элита того времени – военные, промышленники, духовенство – лечить астму, сгонять жир и получать механический расслабляющий массаж. Вскоре аналогичные тренажерные залы открыли в Петербурге, Москве, Киеве и Одессе. Но остался зал только на Кавказе, его до сих пор можно посетить.
<b>Грохот в старинном </b>тренажерном зале стоит такой же, как и в современном, если не больше. Только вместо звука падающего груза можно услышать скорее звук вибрирующего металла и гудение электромотора. Часть тренажеров, так называемые пассивные, работают от электропривода. Это современный вариант, а в начале XX века в подвале задавала тон паровая машина.
<b>На первый взгляд</b>, люди в зале занимаются какими-то странными вещами: один сгибает и разгибает пальцы руки, зажатой в штуковину, напоминающую орудие пыток средневековой инквизиции. Второй, развалившись в кресле, крутит голеностоп, отчего рядом с ним приходит в движение какое-то невероятное количество металлических колес. Третий сидит на скамеечке в объятиях странной машины, приподнимающей его за подмышки, упирается подушкой в спину, прогибает и заставляет дышать полной грудью. Еще несколько персонажей прикладывают ладони, стопы ног в носках, животы и спины к разнообразным вибрирующим, крутящимся или стучащим аппаратам – массажным тренажерам. Эти люди лечатся от артрита, радикулита, гастрита, сколиоза и бронхиальной астмы, болезней нервной системы и кровообращения.
<b>В зале сохранилось </b>64 цандеровских аппарата. Часть повторяет собой обычные для того времени виды активного отдыха – к примеру, для позвоночника полезны тренажеры "верховой езды" – "верблюд" и "конь". "Конь" идет рысью. А вот "верблюда" изрядно шатает – тренажер задает вращение, чтобы позвоночник разрабатывался в районе поясницы. Второе название "верблюда" – пьяная лошадь. "Верблюд" с "лошадью" – это так называемые пассивные тренажеры, они работают от электромотора. А вот "лодка" и "насос", как и следует из названия, – активные. На них пациенту приходится "грести" и "качать" самостоятельно.
<i>Мария Фадеева, "ДП"</i>