Торговле не хватает кадров

Новосибирск интенсивно развивается как центр оптовой и розничной торговли. В 2007 году общий объем оборота розничной торговли по городу оценивается в 145,3 млрд рублей, что составляет 122,4 % от уровня 2006 года.

По информации специалистов отдела торговли управления потребительского рынка мэрии, количество стационарных предприятий розничной торговли увеличилось на 162 объекта в сравнении с 2006 годом и составляет в целом 3387 предприятий на 33853 рабочих места. Кроме того, торговая сеть города насчитывает 70 рынков (21725 торговых мест).
Наибольшая динамика прироста торговых площадей произошла в 2007 году в Кировском районе за счет открытия семейного торгового центра "МЕГА-Новосибирск", в Заельцовском – за счет открытия ТРЦ "Роял Парк", "Большая медведица".
На 1 января 2008 в городе функционирует 45 торговых и торгово-развлекательных центров: "Подсолнух", "Европа", "Манхеттен", "Большая медведица", "Мегас", "Лента" и др., а также 10 гипермаркетов и 160 супермаркетов. Открытие крупноформатных предприятий позволило еще большему числу покупателей удовлетворять спрос на широкий ассортимент товаров в условиях цивилизованной торговли.
Как отмечают специалисты мэрии, в торговле увеличивается разнообразие форматов, усиливается конкуренция, происходит консолидация розничных компаний. Продолжает активно развиваться сетевой ритейл («Квартал», «Крепость», «Миниквартал» (формат «У дома»), «Холидей», «Гигант», «Столичный», «Лента», «Мария Ра», «Пятерочка», «Сибвез», «Домоцентр» и др.). Вышла на потребительский рынок города международная торговая сеть «Ашан».
В то же время сохраняется тенденция сокращения временных объектов торговли, в 2007 году в основном за счет снижения числа отдельно стоящих киосков с 2380 до 1778 единиц. Приобретение товаров в таких объектах для покупателей перестает быть актуальным. Поэтому доля покупок в мелкорозничной торговой сети сократилась в 2007 году до 30 %. Для сравнения, в 2004-2005 гг. она составляла 50 – 60 %.
Несмотря на большие темпы ввода в действие новых торговых площадей, остаются на территории города микрорайоны с недостаточной обеспеченностью торговыми площадями. Эта проблема решается с помощью размещения временных объектов торговли, преимущественно магазинов модульного типа, специализированных киосков «Хлеб», «Молоко». Кроме того, активно развивается сеть магазинов формата «У дома» Так, на ул. Есенина в декабре 2007 г. открылся первый минимаркет кемеровской сети «Поляна», активно развивается сеть «Пятерочка» и др.
Как отмечают специалисты, сегодня торговая отрасль за счет строительства и ввода новых крупноформатных предприятий, стремительной динамики развития ощущает острую нехватку профессиональных кадров. В управлении потребительского рынка разрабатываются варианты решения этой проблемы: в настоящее время совместно с кредитно-финансовыми организациями рассматривается возможность предоставления молодым людям в возрасте от 21 года кредитов на обучение торговым специальностям.