11:0613 декабря 200711:06
15просмотров
11:0613 декабря 2007
Вчерашнее судьбоносное заявление о том, что в России не будет создаваться государственный капитализм и много другое не менее судьбоносное Владимир Путин произнес в окружении бизнес-сообщества. Точнее, бизнес-чиновничества. Путин говорил свои слова не в привычном окружении видных членов президиума РСПП, которых журналисты, от невеликого ума, окрестили "профсоюзом олигархов", а в окружении руководства и членов торгово-промышленной палаты России, сидя прямо перед ее председателем – академиком Евгением Примаковым, единственным, по всей видимости, в настоящий момент человеком в стране, перед которым Владимир Путин испытывает подлинный пиетет. Но это к слову. Факт перенесения судьбоносных заявлений в области большого бизнеса с площадки РСПП на площадку ТПП говорит о многом.
<b>Проблемы у РСПП</b> начались вместе с кончиной ее основателя и президента – Аркадия Ивановича Вольского, умнейшего человека и опытнейшего политика. Вольский, искусно маневрируя и пользуясь авторитетом и у власти и у бизнеса, умело осуществлял необходимые в данный период развития государства коммуникативные функции. После его ухода в борьбе за лидерство в РСПП долго боролись его бывшие "замы" вицы-президенты "профсоюза" Александр Шохин и Игорь Юргенс. По различным, осторожно высказываемым предположениям, Шохин скорее тяготел к интересам определенной части олигархов, а Юргенс, будучи как бы "сам по себе", тем не менее, скорее к властям. Но - опираясь на свои связи в бизнесе. Однако, повторимся, все это лишь предположения. Фактом остается лишь то, что победил в результате Александр Шохин, и в деятельности РСПП внешне вроде бы не произошло никаких изменений. Но она как-то "сдулась", стала менее заметной, нежели при Вольском. И вот здесь мы в имеем возможность вплотную подойти к пониманию того, что Владимир Путин называет "олигархическим реваншем".
<b>Просвещенные жители обеих столиц,</b> либералы и государственники всех мастей в предвыборный период довольно долго недоумевали, слушая и наблюдая крайне жесткую риторику Путина в адрес своих политический оппонентов. "Это ж против кого он так? Против Бори-то Немцова? Из пушки по воробьям…". Ответ на это заключался в вышедшей газете "Известия" за пару дней до выборов в заметке под названием "Партия олигархического реванша", подписанная неким "Владимиром Тарасовым" (подобная комбинация имени и фамилии у журналистов со стажем именует "глухой псевдоним") и опубликованная в многозначительной рубрике "тенденции". Заметку эту не сложно найти и прочитать, мы же процитируем лишь пару "знаковых фраз": "Не секрет, что, например, недавнее подорожание продуктов связывалось, в том числе, со сговором тех же самых олигархов. Недаром, к примеру, атаки главы Альфа-групп Михаила Фридмана на президентских министров единороссов начинались с пасквилей, размещенных в радикально настроенных к России изданиях. Это выделяет его из группы предпринимателей, имеющих интересы бизнеса в рамках своей страны…".
<b>Как говорится,</b> имеющий мозг да поймет. Михаила Фридмана "выделили", попутно обвинив в размещении "пасквилей" супротив Родины. Что характерно, Михаил Маратович и не подумал вчинить громкий иск проправительственной газете. Хотя всем памятна его тяжба с "Коммерсантом", в которой он, помниться, тогда успешно победил. Видимо, в данном случае дело не в газетных статьях. А может быть, страшноватое словечко "пасквиль" заставило олигарха насторожиться и вспомнить коллегу по президиуму в РСПП, ныне преуспевающему в шитье варежек далеко от Москвы.
<b>Так или иначе,</b> но в ответ тишина.
<b>И вот уже новый залп </b>на сей раз из главного калибра – Евгений Максимович Примаков, щелкая скромненькой пластиковой ручкой, глаза в глаза сказал президенту о двух угрозах для российского бизнеса. Первая (см. газету "Известия") состоит в угрозе сращивания "молодых реформаторов с олигархами" (цитируется не точно, на слух) и вторая – сращивание бизнеса и госструктур. Путин внимательно (и не показно внимательно!) выслушал то, что сам знал давно и против чего бросил все свои силы во время недавней предвыборной борьбы, а рядом с президентом ТПП Евгением Примаковым в это время сидел ее вице-президент Борис Пастухов, Первый секретарь ЦК ВЛКСМ еще в те годы, когда автор этих строк только-только прицепил комсомольский значок на лацкан школьного пиджака. Именно Пастухов, а вовсе не президент РСПП Шохин, который днями раньше горячо приветствовал выдвижение Дмитрия Медведева кандидатом в президенты России (попробовал бы не поприветствовать), и которому по статусу пристало хотя бы присутствовать поблизости от президента страны во время оглашения столь судьбоносных заявлений. Но поприсутствовать как-то не удалось. Не случилось. Может, не на того в итоге поставил многоопытный Александр Шохин?
<b>Когда Евгений Примаков,</b> политический сверхтяжеловес (кто еще до сих пор в "строю" из членов Политбюро, а?), уйдя из Госдумы, возглавил в свое время малоизвестную и непонятную на тот момент торгово-промышленную палату России, многие недоумевали: а не мелковато ли для такой масштабной фигуры? "Не место красит человека", – ответил тогда один из сподвижников академика и оказался ой как прав. Сигнал на старт дан – скоро можно будет полюбоваться забегом под названием "Олигарх! Из РСПП в ТПП!" А вы говорите – из пушки по воробьям!