Второй городской форум попечителей образовательных учреждений

В Новосибирске состоялся второй городской форум попечителей муниципальных образовательных учреждений. В его работе принял участие мэр Новосибирска Владимир Городецкий.

Вопрос о создании в каждом образовательном учреждении попечительского совета (общественной некоммерческой организации, объединяющей на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретного образовательного учреждения) возник в рамках комплексной модернизации системы образования.
Впервые попечительские советы как форма государственно-общественного управления появились в нашем городе после принятия федерального закона «Об образовании» в 1992 году. Но активную роль они стали играть, начиная с 2000 года. Так, к 2000 году в наших образовательных учреждениях работало 45 попечительских советов.
Сегодня в Новосибирске – 227 попечительских советов и фондов развития и поддержки образования. Для сравнения, в минувшем году их было 168.
Цели и задачи современных попечительских советов - совершенствование образовательного процесса и повышение его качества, привлечение дополнительных ресурсов для развития учреждения, создание дополнительных гарантий педагогам и улучшение условий их труда. Помимо контроля за целевым использованием средств внебюджетного характера, попечители вправе получать информацию от администрации школы о соблюдении финансовой дисциплины, выполнении государственной программы, вносить предложения в план работы школы, утверждать основные направления инновационного развития образования, участвовать в экспертизе программных материалов различных конкурсов и смотров, внешней экспертизе ЕГЭ и многом другом.
Благодаря поддержке попечителей ученики ряда гимназий, лицеев и школ нашего города смогли принять участие в конкурсах, фестивалях и конференциях различного уровня. Например, в конференции «Национальное достояние России» в нынешнем году участвовали 32 ученика.
В последние годы одной из новых форм общественного коллегиального управления стал управляющий совет. Решения совета, принятые в соответствии с его компетенцией, обязательны для исполнения администрацией образовательного учреждения. В этом его принципиальное отличие от попечительских советов, чьи решения носят лишь рекомендательный характер.
В ходе работы форума прозвучали доклады Геннадия Старцева, начальника Главного управления образования мэрии («Муниципальная система образования в контексте развития государственно–общественного управления образовательными учреждениями»), Владимира Кривушкина главы администрации Дзержинского района («Роль государственно–общественного управления в развитии образования Дзержинского района»), Татьяны Севастьяновой, директора школы № 70 с углубленным изучением французского языка Ленинского района («Развитие демократических традиций в управлении образовательным учреждением в условиях перехода на новую модель расчета нормативов бюджетного финансирования»), Галины Бабич, руководителя Фонда развития и поддержки школы № 134 Кировского района («Роль фонда развития и поддержки образовательного учреждения в реализации программы «Школа гражданского становления и социального партнерства»), Анны Розовой, исполнительного директора некоммерческого фонда содействия и поддержки МОУ СОШ № 126 Калининского района («Роль органов государственно-общественного управления в создании системы оценки качества образования и повышении эффективности деятельности образовательного учреждения») и др.
Участники форума приняли решение создать городской попечительский совет – координирующий орган высшего звена. Но предварительно им еще предстоит понять внутреннее содержание этой структуры, ее суть, собрать опытных и инициативных людей.
«В завершение работы форума я хочу обратить внимание присутствующих на следующее. Десять лет назад и городская власть, и родители «благословили» деятельность попечительских советов. Тогда финансовая помощь родителей была существенной в поддержании материальной базы школы. Теперь у городского бюджета другие финансовые возможности, поэтому выстраивать работу современных попечительских советов на старых стереотипах, собирать деньги в принудительном порядке, чтобы что-то сделать в школе – недопустимо, - подчеркнул мэр Владимир Городецкий. - Два года мы в полной мере финансируем все хозяйственные расходные статьи каждой школы. И если сегодня родительские средства направляются на покупку стирального порошка и ветоши – это говорит о том, что директор школы больше ни дня не должен работать в своей должности. Родительские средства можно и нужно направлять только на совершенствование учебного процесса. Необходимо прекратить поборы с родителей на охрану. Считаю, что это – тоже функция городской власти. До сих пор существует порочная практика, когда решение принимает попечительский совет, но не все родители сегодня в состоянии выполнить эти рекомендации. Дети из таких семей не должны становиться «второсортными», никто не имеет права их унижать. Нужно, чтобы каждый из нас, здесь присутствующих, осознал, где проходит грань между доброжелательностью, попечительством, спонсорством и «обязаловкой».