Рынок прессы: монополия на распространение

Развитие сетей, распространяющих печатную продукцию, остановилось. Причем как в Москве, так и по стране в целом. Но в столице ситуация уже принимает угрожающие размеры.

<b>Издатели и распространители возлагали </b>большие надежды на постановление правительства Москвы "Об основных направлениях развития системы распространения периодической печати в Москве", вышедшее два года назад.
<b>"Все надеялись,</b> что многообещающий документ исправит ситуацию не только в Москве, но и станет ориентиром для всех регионов страны", – заявил сегодня на пресс-конференции "Распространение прессы в Москве: в опасности или в развитии?" в "Известиях" генеральный директор НП "Распространение прессы" Александр Оськин.
<b>Но за это время ничего </b>ровным счетом не изменилось. Количество киосков в столице как было около двух тысяч, так и осталось на этом уровне. Это притом, что по грандиозным проектам, которые якобы соответствуют европейским нормам, на каждую тысячу жителей должна быть одна торговая точка по распространению печатных СМИ.
<b>"Государство устанавливает свои </b>правила игры. Непонятно, почему отдельная группа издателей заняла лидирующие позиции в реализации этого постановления. К конкурсам допущены 15 из 2000 действующих в Москве издателей. И в итоге ничего не сделано", – уточняет генеральный директор ОАО "Краснопресненское агентство печати" Алексей Титов.
<b>"Распространители хотят</b> вкладывать свои деньги, – сказал он, – но им этого не только не дают, но и даже запрещают участвовать в открытых конкурсах на распространение печатной продукции. И это вообще нарушение антимонопольного законодательства. Программа правительства столицы остановилась".
<b>Издательского мусора хватает,</b> каждый сам по себе, уверены распространители. А в итоге умирает розничная сеть продажи прессы. И, как утверждают специалисты, Россия сейчас идет по американскому пути развития. Сейчас в США 90% тиражей распространяется по подписке. Причем все расходы берет на себя издатель. "И читателю это выгодно. Когда тот же журнал "Максим" приходит за 50 центов, а в рознице он стоит $6–7", – уточняет Оськин.
<b>Также ФАС обязало ФГУП </b>"Почта России" подписать документ, по которому в 2008-2009 годах должны быть унифицированы тарифы на распространение для всех типов изданий, как районных, так и федеральных и прочих.
<b>"Никаких особенностей распространения </b>нет, никто не должен выделяться на общем фоне без причин. В итоге за два года для районных распространителей тарифы вырастут почти в два раза", – подчеркивает руководитель дирекции по коммерческим операциям ФГУП "Почта России" Юлия Виноградова.
<b>Сделать прессу надо социально значимым </b>продуктом – таков вердикт специалистов. И тогда, мол, система распространения быстренько наладится, получив необходимые преференции от государства.
<b>Впрочем, пока факты говорят об обратном</b>, подтверждая американские симптомы: подписка на первое полугодие 2007 г. выросла на 4,1%, а на второе "Почта России" прогнозирует рост сразу на 6%.