Нано в небо

Буквально за три месяца в русский язык вошло слово "нанотехнологии". 99% населения не знает, что же оно означает, но очень интересуется. Народные лингвисты на разные лады расшифровывают загадочное слово.

<b>"Партия сказало нано"</b> – назвали статью о создании Российской нанотехнологической корпорации шутники из русского Newsweek. "Нано-то нано, а тока мона ли?" – вторят шутники из журнала по биотехнологиям.
<b>На фоне этих всенародных </b>лингвистических исследований "Боинг" показал миру принципиально новый самолет Boeing 787 Dreamliner. Две российские авиакомпании, "Аэрофлот" и S7, уже заключили многомиллиардные сделки на покупку этих новинок.
<b>По сообщениям прессы 80% </b>деталей этого самолета сделаны не из алюминия, а из новых композитных материалов. Поэтому новый самолет легкий и будет потреблять на 20% керосина меньше, чем подобные по характеристикам летательные машины.
<b>Вот этот самолет </b>во многом и есть результат развития тех самых нанотехнологий.
<b>Если видели смешной </b>автомобиль Smart, корпус которого тоже сделан из новых композитных материалов, то можно считать, с результатами развития нанотехнологий вы уже хорошо знакомы.
<b>Нанометр – это одна </b>миллиардная доля метра, фактически это размер атома. Современные физики и технологи уже умеют оперировать атомами и, если нужно, видоизменять атомную структуру в молекулах различных природных элементов. Если, к примеру, немного поменять молекулярную структуру каучука, то он становится прочнее металла, но вес его не меняется. Вот этот измененный каучук и называют словом композит. Его уже применяют и для производства корпусов автомобильчика Smart, и для корпусов авиалайнера Boeing 787 Dreamliner.
<b>Возникает вопрос</b>, почему наши высокопоставленные чиновники от науки, которые в рекордные сроки получили из бюджета 13 миллиардов руб. на развитие нанотехнологий, говорили о каких-то биороботах, о всемирном научном перевороте, о необходимости сплотиться всем ученым России вокруг "нового национального проекта, сопоставимого с атомным проектом СССР"?
<b>Почему просто не объяснили </b>– вот есть Smart и Boeing 787 Dreamliner – результаты развития нанотехнологий?
<b>Видимо потому,</b> что господа хорошо знают, что ни "АвтоВАЗу", ни создающейся сейчас Объединенной авиастроительной корпорации никакие композиты не нужны и в ближайшее время не понадобятся. У аналитиков нет даже уверенности, что новые наноматериалы требуются в оборонной промышленности, которая загружена сейчас заказами от разного рода сомнительных мировых политиков на устаревшее по мировым технологическим меркам российское оружие. Вот и остается у российских нанотехнологий только глобальный заказчик – "новый национальный проект".
<b>У новых композитных </b>материалов есть еще одна особенность – для их производства требуется на порядок меньше электроэнергии, чем для выплавки алюминия. И это чуть ли не главная причина, почему американские и европейские корпорации вкладывают деньги в нанотехнологические исследования новых материалов. Запад все больше боится энергетической зависимости от нефте- и газодобывающих стран с не очень демократическими режимами.
<b>Чем больше Уго Чавес</b> будет угрожать США нефтяной блокадой, тем больше денег будет вкладываться в разработку композитов.
<b>В глобализованном мире </b>получается, что когда Россия покупает Boeing 787 Dreamliner, она вкладывает деньги в развитие энергосбережения в странах Запада. Фактически финансирует западные технологии, развитие которых направлено на снижение мировых цен на нефть и газ. Если эти цены упадут в обозримом будущем, то нанотехнологической революции не избежать и России. Не факт, что к тому времени останется что-то от 13 бюджетных миллиардов, выделенных на "Роснанотех" с его очень затратными расходами на пиар "нового национального проекта, сопоставимого с атомным проектом СССР". В критической ситуации нефтяники и производители алюминия найдут деньги на нанотехнологические исследования и будут жестко контролировать траты, без громких слов на партийных съездах. Так что, как сказал поэт "Летайте самолетами "Аэрофлота", любите на лету" и вкладывайте деньги в развитие нанотехнологий. Пока, правда, западных.