Трубы горят

Фактически прямо с вчерашнего праздничного концерта на Красной площади президент Путин отправился в Казахстан и Туркмению.

<b>Добывающие нефть</b> и газ страны Средней и центральной Азии на глазах становятся центром притяжения сильных мира сего: поездка Путина продлится пять дней, – срок беспрецедентный и, очевидно, демонстративный, если учесть, что через день после возвращения из Казахстана президент России должен работать на саммите Россия–ЕС в Самаре.
<b>Итоги поездки Путина</b> могут стать весомым аргументом в разговоре с Европой. Несложно представить, как в своей категоричной манере Путин скажет на самарском саммите: господа европейцы, не надо решать свои проблемы через голову России. И он обязательно это скажет, если не публично, то в кулуарах.
<b>Путин фактически</b> сорвал энергетический саммит в Польше, сегодня написал "Коммерсант". Лидеры Казахстана, Польши, Украины, Азербайджана и Грузии должны были обсуждать на нем создание нефтяного маршрута в обход России. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обещал приехать, но теперь понятно, что его не будет.
<b>Польша давно уже</b> "обхаживает" Казахстан, предлагая выгодные условия для покупки его углеводородов. Три года экономические отношения между странами шли по нарастающей, но в марте произошел сбой. Фактически провалом закончился тогда визит президента Польши в Астану – никаких серьезных договоров не подписали.
<b>Зато Россия сразу</b> после этого, наконец-то, согласилась резко увеличить квоту прокачки казахстанского газа по своим газопроводам. Теперь Путин закрепит это на бумаге.
<b>Что-то новое </b>возникнет в сотрудничестве России и Казахстана и в области разработки казахстанских месторождений урановой руды. А в кулуарах будут говорить о проекте строительства гигантского водопровода из Сибири в Астану.
<b>В ближайшие десять</b> лет Казахстан собирается стать одним из крупнейших в мире поставщиков углеводородов. Об этом говорят громко. О грозящем дефиците питьевой воды в Казахстане принято говорить шепотом.
<b>Довольно редко</b> говорят в Средней и Центральной Азии о своей нелюбви к политкорректности, но очень часто об этом думают. Правящие кланы в этом регионе собираются жить долго-долго, и даже смерть очередного туркменбаши ничего не меняет в корне. Кланы слишком монолитны, чтобы не замечать "потери бойца".
<b>Европа от этих мест </b>тем более далека, потому что и Китай способен сегодня покупать азиатские углеводороды. Евро с юанем давно уже близнецы-братья, но зато в Пекине тоже не любят разговоров про политкорректность. Между Россией и Китаем хорошие железные дороги, с ответвлением как раз в Казахстан.
<b>Про эту географию </b>и собирается говорить президент Путин в долгие дни своей азиатской поездки. Перед разговором в Самаре о правах человека, экологических проблемах российских ядерных станций и суверенных правах Эстонии.
<b>"Россия – страна Евразийская," –</b> сказал однажды Владимир Путин во время турне в Среднюю Азию. Европейцы еще не до конца поняли, что это понятие не только географическое, но еще и ментальное.