Бизнес займет все площади

В Петербурге сходит на нет дефицит бизнес-центров. Растет популярность торгово-развлекательных комплексов, а встроенные помещения в центре города серьезно растут в цене. Рынок коммерческой недвижимости проанализировали в Центральном агентстве недвижимости (ЦАН).

<b>Если еще год назад наблюдался дефицит</b> предложения, особенно качественных офисных площадей, то сегодня уровень спроса начинает соответствовать уровню предложения, говорится в аналитическом материале, подготовленном руководителем департамента по загородной и коммерческой недвижимости (<a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/24344" target=_blank>ЦАН</a>) Вадимом Цыганком.
<b>Если офисный рынок</b> будет развиваться такими же стремительными темпами, то может наступить пресыщение. Бизнес-центров класса В уже сейчас достаточно много, чтобы удовлетворить спрос на них. В классе А еще наблюдается дефицит, считают в ЦАН.
<b>Сейчас большинство бизнес-центров</b>, как класса А, так и класса В, располагается в историческом центре Петербурга. Однако дефицит участков, ограничения по реконструкции объектов и транспортные проблемы постепенно меняют эту ситуацию. Среди возможных новых зон деловой активности называют Петроградскую, Аптекарскую, Пироговскую, Выборгскую, Ушаковскую, Свердловскую набережные, набережную Обводного канала, территории, прилегающие к Московскому проспекту и Пулковскому шоссе.
<b>Все большее число арендаторов</b> предпочитает качественные площади. Доля бизнес-центров класса А на март 2007 года составила 10%, класса В – 48 %, класса С – 42%. Благодаря престижному адресу арендная плата может увеличиться на 30%.
Заполняемость бизнес-центров класса А составляет 98–99%, и спрос превышает предложение. Арендная плата на таких площадках – $600–1000 за 1 м<sup>2</sup> в год, включая НДС.
<b>Наиболее динамично развиваются</b> бизнес-центры класса В. Их техническое оснащение и линейка дополнительных услуг сравнимы с классом А, а арендная ставка составляет $450–800 за 1 м<sup>2</sup>. Спрос в отдельных бизнес-центрах класса С падает.
<b>В сегменте торговой недвижимости</b>, общая площадь которой достигла 2,5 млн м<sup>2</sup>, по-прежнему лидерами по предложению остаются Приморский и Выборгский районы. Комплексы, в которых совмещены торговая и развлекательная функции, сегодня наиболее востребованы, причем больше в "спальных" районах. Сейчас инвесторы, строящие торгово-развлекательные комплексы, планируют окупить их через 5–6 лет.
<b>Встроенная торговая недвижимость</b> занимает практически половину (48%) в структуре рынка торговых помещений Петербурга. На сегодняшний день этот сегмент – самый крупный на рынке. Наиболее интересны встроено-пристроенные помещения в центре и основных "торговых коридорах". Спрос на них стабильно высок, арендные ставки превышают среднерыночные на 60–100%.
<b>Цена будет подниматься</b> на наиболее ликвидные помещения (до 20%), наименее востребованные объекты будут расти незначительными темпами (5–10%). В целом темпы роста цен на встроенные помещения будут находиться в пределах 10%, прогнозируют в ЦАН.
<b>На 70-80% встроенные помещения</b> <b>используются</b> под магазины и кафе, остальную часть занимают предприятия сферы услуг – от косметических салонов, различных ремонтных мастерских до расчетно-кассовых центров банков.