Авиакомпании уходят в интернет

Скоро российские пассажиры смогут покупать билеты на самолет, не выходя из дома: отечественные авиакомпании массово приступают к внедрению e-ticket.

<b>Компания <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/64318" target=_blank>"Трансаэро"</a> начнет продажу </b>электронных билетов с 26 марта 2007 года. Программу внедрения e-ticket запустил 15 марта и <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/80293" target=_blank>"Аэрофлот"</a>, но пока не в России: компания начала взаимную продажу электронных билетов и обслуживание их владельцев на рейсах некоторых своих партнеров по альянсу Sky Team – Aeromexico, Continental, Korean Air, KLM, Delta. Во втором квартале 2007 года запланировано внедрение интерлайн-электронного билета с другими партнерами по Sky Team: Alitalia, Air France, CSA, Northwest. В апреле за рубежом появятся электронные билеты самого "Аэрофлота", а россияне смогут начать их заказ в июне.
<b>Также на июнь запланировано </b>начало российских продаж электронных билетов компании S7 (<a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/39445" target=_blank>"Сибирь"</a>). За границей e-tickets на некоторые рейсы S7 уже начали продаваться.
<b>Такое синхронное становление российских авиакомпаний </b>"на путь прогресса" объясняется в первую очередь требованиями Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Согласно им, с 1 января 2008 года все члены ассоциации должны перейти на продажу электронных билетов. В результате 8 ноября 2006 года <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/08137" target=_blank>Минтранс РФ</a> издал приказ, определяющий форму электронного билета, а также закрепляющий порядок его оформления.
<b>Однако тем, кто привык пользоваться традиционным </b>бумажным билетом и консервативно относится к современным технологиям, не стоит тревожиться. "Введение электронного билета вовсе не означает, что теперь авиакомпании перестанут продавать бумажные. Главное, чтобы эта технология у авиакомпании начала работать", – прокомментировал новшество в беседе с корреспондентом dp.ru пресс-атташе "Трансаэро" Сергей Быхал. – В мире нет ни одной авиакомпании, у которой отсутствовала бы продажа традиционных бумажных билетов. Поэтому и российские пассажиры, лишенные доступа в интернет и не имеющие банковских карточек, смогут покупать их даже после 1 января 2008 года. Ведь пока далеко не все аэропорты, в которые совершает рейсы как наша компания, так и большинство российских перевозчиков, оснащены системами, позволяющими реализовать продажи e-tickets".
<b>E-ticket может быть приобретен как на сайте </b>авиакомпании, так и в ее офисах и агентствах, а оплачивать его можно и банковской картой, и наличными. Если оплата произведена картой – она же послужит "формой идентификации пассажира". Подтверждением оплаты покупки билета станет квитанция, которую высылают по электронной почте покупателю билета. В ней содержится полная информация о маршруте, форме и деталях оплаты перевозки. Этот документ может понадобиться тому, кто собирается отчитываться за покупку билета перед организацией, оплачивающей его командировку.
<b>"Действительно, в бухгалтерии </b>подавляющего большинства организаций, оплачивающих сотруднику поездку, требуется документ, подтверждающий факт оплаты билета. И пассажир сможет получить кассовый чек, который будет подтверждением оплаты билета", – рассказал Сергей Быхал.
<b>По подсчетам специалистов </b>авиационного бизнеса, введение электронного билета позволит сэкономить ежегодно в целом по отрасли до $300 млн. Экономия с каждого билета составит порядка $9–10.
<b>"Для авиакомпаний сокращение затрат </b>на печать бумажных билетов может стать экономически выгодным – ведь обходится она недешево, особенно с учетом того, что печатаются они в основном в зарубежных типографиях. Однако этого можно ждать только в перспективе, сейчас говорить об этом преждевременно. На нынешнем этапе внедрение электронного билета для авиакомпаний – это, напротив, вложения, связанные с внедрением и тестированием системы e-ticketing в аэропортах российских городов, – говорит Быхал. – Впрочем, мы смотрим в будущее с оптимизмом – ведь еще пару лет назад бронирование билетов через интернет было в диковинку, а сейчас это услуга, которой успешно пользуются многие пассажиры".