Дамоклов веник

Членство России в ВТО стало предметом торга. Разменной монетой – поправка Джексона-Вэника, вводившая ограничения на торговлю США с СССР. Отмену поправки и "членский билет" ВТО предлагаются в обмен на "правильную позицию" по иранскому вопросу.

<b>"Анахронизм времен холодной войны"</b> – поправка Джексона-Вэника к американскому закону о торговле датируется 1974 годом. Поправка была направлена против СССР, препятствовавшего эмиграции евреев в Израиль. Много воды утекло с тех пор, но поправка остается инструментом большой политики. Хотя и доживает последние дни.
<b>Конгресс США накануне сотрясло</b> заявление главы комитета по международным делам палаты представителей Тома Лантоса, пообещавшего приложить все усилия для ликвидации поправки-пережитка. Одновременно Лантос, не замеченный ранее в любви к России, одобрил идею создания банка ядерного топлива под эгидой МАГАТЭ. Дескать, Конгресс дал "одобрям-с" и жаждет сотрудничества с российскими коллегами, которые могут неплохо заработать на развитии ядерной энергетики третьих стран.
<b>Благодарная Россия "отозвалась", но как-то без особого энтузиазма</b> – заявлением секретаря Совбеза РФ Игоря Иванова, полагающего, что отмена поправки стала бы хорошим знаком для развития российско-американских отношений. Воздержаться от преждевременных восторгов заставила "никакая" позиция бюджетного комитета палаты представителей, от которого, собственно, напрямую зависит отмена "анахронизма".
<b>Искусственные преграды на пути России в ВТО</b> легко могут быть возведены и после отмены поправки Джексона-Вэника. "Холодный душ", которым Путин окатил американских партнеров в Мюнхене, заставил Вашингтон перейти к политике "кнута и пряника". Раньше можно было просто приказать (рекомендовать). Теперь, накануне очередной контртеррористической операции (в Иране) Вашингтон обещает Москве отменить пресловутую поправку, намекает на снятие барьеров на пути в ВТО, проявляет интерес к банку ядерного топлива – подслащивает "пилюлю" чем только можно.
<b>Занять "правильную позицию" на переговорах в ООН </b>по вопросу санкций в отношении Ирана – вот и все, что требуется в обмен от России. Только нужно ли это Москве? Кремлю самое время сесть и подсчитать, сколько денег мы потеряем, если Штаты вторгнутся в Иран. И компенсируют ли потери сомнительные преимущества членства в ВТО? Тем более, что в России есть люди, которые рассматривают вступление во Всемирную торговую организацию как путь разрушения отечественной промышленности. И это не какие-нибудь маргиналы, а крепкие хозяйственники – например, мэр Лужков.