Дмитрий Гришин: интернет – это бизнес молодых

Вероятность победить спам такая же, как вероятность победить вирус гриппа, считает генеральный директор Mail.ru Дмитрий Гришин. О том, что не нужно для бизнеса в сети, о прибыли своей компании и о ее новых акционерах он рассказал в интервью dp.ru.

<b>DP.RU:</b> Вы можете рассказать о первом интернет-проекте, над которым вы стали работать?
<b>Д. Г.:</b> Пожалуй, первым серьезным проектом стал Molotok.Ru – интернет-аукцион, принадлежащий Mail.Ru. Я был руководителем отдела разработки "Молотка".
<b>DP.RU:</b> Российское законодательство говорит, что люди в возрасте до 30 относятся к категории "молодежь". Ваш возраст когда-нибудь сказывался на карьере?
<b>Д. Г.:</b> Возраст не кажется мне помехой для бизнеса – важна личность, а не паспортные данные. Когда я начал работать в Mail.Ru, мне был 21 год, в 23 я стал техническим директором, а в 25 – генеральным. Собственно, средний возраст работающих в Mail.Ru – 26–27 лет.
Вообще, интернет – это бизнес молодых, тут не нужна представительская внешность и умение надувать щеки, зато очень нужны гибкость ума, энтузиазм и крепкое здоровье, так как рынок новый, он очень активно развивается, и как говорила Алиса из знаменитой сказки Льюиса Кэрролла, приходится все время бежать, чтобы просто оставаться на месте.
<b>DP.RU:</b> Есть какие-то ограничения (в поведении, одежде, и т. д.), которые вы установили для своих сотрудников?
<b>Д. Г.:</b> Нет, ограничений нет. Mail.Ru – молодая и демократичная интернет-компания, строгий дресс-код даже противоречил бы нашему стилю. Я и сам хожу на работу в джинсах.
<b>DP.RU:</b> Сколько человек у вас в подчинении и как вы с ними общаетесь – приходится для этого использовать почту, мессенджеры?
<b>Д. Г.:</b> В компании более 200 человек, естественно, мы используем для общения и почту, и Mail.Ru Аgent – это один из ключевых инструментов коммуникации в компании. Многие сотрудники Mail.Ru ведут дневники на Блогах@Mail.Ru. Ситуация вполне естественная – мы делаем хорошие продукты, и они нравятся нам самим.
<b>DP.RU:</b> Можно ли полностью победить почтовый спам?
<b>Д. Г.:</b> Думаю, вероятность полной победы над спамом так же велика, как вероятность победы над вирусом гриппа – он тоже все время мутирует.
Пока спам приносит прибыль, его будут рассылать. Другое дело, что пользователи Mail.Ru не столь остро воспринимают проблему спама из-за успешной работы антиспам-фильтров.
Около 85% почтового потока, приходящего на серверы Mail.Ru, составляют спам-сообщения. Тем не менее, наши пользователи получают не более 1% спама. И этот процент мы могли бы уменьшить, ужесточив фильтрацию, но лучше доставить несколько "сомнительных" писем, чем не доставить одно важное.
<b>DP.RU:</b> Вы когда-нибудь жалели о том, что занялись электронной почтой?
<b>Д. Г.:</b> Я занимаюсь отнюдь не только электронной почтой, я управляю одной из самых крупных и самой быстроразвивающейся компанией на российском интернет-рынке. Mail.Ru – портал общения во многих его видах, у нас более 30 различных сервисов, большинство которых лидирует в своих категориях. Конечно же, я не жалею. Наоборот, я очень люблю свою работу. Можно сказать, что я трудоголик, но это потому, что бизнес очень увлекательный.
<b>DP.RU:</b> Кому все-таки сейчас принадлежит Mail.ru?
<b>Д. Г.:</b> Могу сказать, что у нас теперь есть три крупных акционера: Digital Sky Technologies, Tiger Global Management и Naspers. И среди них нет ни одного контролирующего, т. е. никому не принадлежит 51%. Naspers, как вы, наверное, слышали, владеет 30%, а доли остальных мы не оглашаем.
<b>DP.RU:</b> Что в дальнейшем ждет Mail.Ru?
<b>Д. Г.:</b> Как что? Конечно, успех, богатство и процветание.
<b>DP.RU:</b> Каков основной источник дохода портала и сколько именно он "зарабатывает"?
<b>Д. Г.:</b> Поскольку все наши базовые сервисы всегда бесплатны, основной источник доходов – медийная реклама. Кроме того, мы развиваем еще один способ заработка – дополнительные услуги для конечного пользователя.
Как показывает практика, охотнее всего люди платят за привлечение внимания к своей персоне или за что-то, что визуально выделяет их из толпы. Например, на нашем сервисе "Фото@Mail.Ru" вы можете послать SMS за $1, и любая ваша фотография окажется на главной странице. Ее увидит огромное количество людей, которые будут оценивать, комментировать, начнут с вами общение. Получается что-то типа мини-аукциона. Кто больше пошлет, тот дольше будет виден широкому кругу людей. <br>Заработок могу озвучить пока только за 2005 год – 2006-й пока не прошел аудит.
По данным консолидированной финансовой отчетности холдинга Mail.Ru за 2005 год, составленной в соответствии с US GAAP, объем выручки достиг $17,3 млн, EBITDA – $5,3 млн (рентабельность – 30,6%), чистая прибыль – $3,1 млн (рентабельность – 17,9%).
<b>DP.RU:</b> Как вы относитесь к <a href="http://www.euro-site.ru/webnews.php?id=2462" target=_blank>шуткам </a>в свой адрес?
<b>Д. Г.:</b> Не сказал бы, что часто сталкиваюсь с шутками в свой адрес, но мне скорее приятно. Если про тебя сочиняют шутки, значит, ты почти знаменитость. Практически как Чапаев и Винни-Пух!
<b>DP.RU:</b> Есть ли еще в интернете свободные для бизнеса ниши?
<b>Д. Г.:</b> Конечно, есть. Интернет – просто фантастический океан возможностей и идей. Чтобы найти свою нишу, надо обладать определенной чуткостью и стараться понять, что именно интересно и нужно людям. Даже в западном интернете, который гораздо более насыщен, за последние пару лет случились два "экономических чуда", созданых, можно сказать, любителями – Youtube и Myspace. Так что призываю всех дерзать!