Пассажиры попадут в базу данных

Совет Федерации в пятницу утвердил закон "О транспортной безопасности", предусматривающий создание единой базы данных пассажиров. Правозащитники уверены: это очередной шаг к укреплению полицейского государства.

<b>Закон вступит в силу</b> через полгода после его официального опубликования. Одно из самых заметных новшеств – создание централизованной базы данных, куда будут попадать персональные сведения о пассажирах.
<b>В базу</b> <b>внесут</b> фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, гражданство, а также вид и реквизиты документа, по которому приобретается билет. Такие сведения обязаны будут предоставлять перевозчики или сервисные организации, продающие билет, причем не только российские, но и иностранные.
<b>Федеральные власти</b> "опишут" пассажиров железнодорожного, водного, морского и воздушного транспорта, а также автобусов, осуществляющих международные рейсы. "Пассажиров такси мы, конечно, в этой системе учитывать не будем, – говорит заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Юрий Сентюрин. – Главное, чтобы заключался договор о перевозке". В законе подчеркивается, что сведения, содержащиеся в базах данных, суть информация с ограниченным доступом.
<b>Сбор подобных сведений </b>поможет избежать террористической угрозы, считают парламентарии. "Подобная система позволит правоохранительным органам отслеживать перемещение экстремистов, в нужный момент вмешаться и предотвратить теракт", – поясняет Юрий Сентюрин. Кроме того, если на транспорте происходит катастрофа, в которой гибнут люди, система учета поможет установить личности и своевременно проинформировать родственников.
<b>Между тем </b><b>правозащитники уверены</b>: это очередной шаг к укреплению полицейского государства. "В связи с тем, что террористическая опасность существует, всем перевозчикам могла бы быть доступна информация о людях, совершивших преступления, но не обо всех пассажирах – это противоречит праву на неприкосновенность частной жизни, – заявил заместитель председателя общественной правозащитной организации <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/58549" target=_blank>"Гражданский контроль"</a> Юрий Вдовин. – Практика показывает: эти данные в первую очередь станут доступны криминалу".
<b>Сами перевозчики</b> нового регламента пока не заметили: большинство опрошенных сказали, что закона, утвержденного Государственной думой в третьем чтении только в январе, пока не видели. "Подобные меры не новы для мировой практики, – отмечает директор по связям с общественностью авиационной компании <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/64318" target=_blank>"Трансаэро"</a> Сергей Быхал. – К примеру, ряд стран на американском континенте обязывает перевозчиков предоставлять подобную же информацию о пассажирах, и мы, безусловно, это делаем".
<i>Юлия Шмидт</i>