Почта обогнала интернет

Объем рынка дистанционной торговли в России в этом году превысит $1 млрд. При этом интернет-торговля принесет лишь $300 млн. Всемирная сеть в России развита плохо, а новый закон о персональных данных нанесет сетевым магазинам еще один удар.

<b>По данным Национальной ассоциации</b> дистанционной торговли (НАДТ), за последние 4 года годовой оборот этой отрасли в России увеличился в 3,5 раз. Если в 2002 году он составил $350 млн, то в нынешнем прогнозируется порядка $1,27 млрд. Вместе с тем интернет-торговля существенно отстает от почтового. Ожидается, что в 2006 году сетевая торговля принесет не более $300 млн.
<b>Причиной этого</b> в НАДТ называют прежде всего малое распространение интернета в России. "У нас только 34% населенных пунктов телефонизированы. О каком интернете мы говорим вообще?", – сокрушается исполнительный директор НАДТ Михаил Яценко.
<b>Другое препятствие</b> появится в следующем году. "Очень сильный тормоз – закон о персональных данных, – объясняет Михаил Яценко. – Нельзя будет обратиться к человеку, не спросив его согласия". Сетует исполнительный директор НАДТ и на неразвитость в России электронных платежных систем.
<b>"Закон о персональных данных</b> повредит больше каталожной торговле, - не соглашается PR-директор интернет-магазина ozon.ru Михаил Ятковский. – Каталоги высылают на конкретный адрес конкретным лицам. А в интернете можно пользоваться ником, который к персональным данным не относится. Поэтому каких-то сложностей мы сейчас не видим".
<b>"Среднегодовые темпы роста</b> розничных продаж в Сети составляют 45 – 65% в зависимости от категории товара", - говорит Михаил Ятковский, отмечая, что это хорошие показатели.
<b>Дистанционная торговля</b> по каталогам сталкивается в России и с другими трудностями. "Логистика – это беда, – говорит Михаил Яценко. – Раньше наша почта хоть публиковала стандарты по срокам и качеству доставки. Но с 2005 года эта информация стала секретной". По его словам, НАДТ направляла "Почте России" официальный запрос по этому поводу, но так и не получила внятного ответа. Частные компании пока не могут составить серьезной конкуренции почте. "Люди не готовы платить за доставку больше, чем стоит сам товар", – говорит руководитель Ассоциации.
<b>Тем не менее</b> в НАДТ считают, что дистанционная торговля в России будет развиваться и в дальнейшем, особенно в отдаленных населенных пунктах, где, по словам Михаила Яценко, "это зачастую единственная возможность купить некоторые товары". Наиболее популярная продукция, приобретаемая по почте в России – книги и периодика, одежда, CD, DVD, товары для дома, косметика.<br>В отдельных странах Европы обороты почтовой торговли достигают 7% национального ВВП.