14:1307 декабря 200614:13
11просмотров
14:1307 декабря 2006
15 лет назад в Беловежской пуще был оформлен развод советских республик. Как показывают соцопросы, свыше половины россиян жалеют о том, что распался Советский Союз. Чаще всего это ностальгия не по общественному строю, а по собственной молодости.
<b>Дело не только в газировке из автомата</b>, комсомольском значке и водке по 3,62. Люди скучают по стабильности, по уверенности в завтрашнем дне, которых напрочь лишил капитализм. Даже тридцатилетним сегодня в России приходится несладко – надо «крутиться» в поисках заработка. А как быть тем, кому за 50? Многочисленным бюджетникам и пенсионерам, поставленным на грань нищеты?
<b>Свидетельство о смерти СССР</b> выписали 8 декабря 1991 года. СНГ родилось 21 декабря, но, как показывает недавний саммит в Минске, дитя за 15 лет так и не научилось держать головку. Содружество независимых государств было объединением экономическим, а не политическим - главной своей задачей лидеры республик считали сохранение экономических связей. Политический развод по «национальным квартирам» в 1991-м был для всех очевиден, но и с экономикой с самого начала не заладилось: Украина хвастливо приглашала москалей приехать «поглядеть на наше сало», Москва придумывала газовую трубу в обход вороватых братьев-славян…
<b>Теперь участники тех событий говорят</b>, что в Беловежской пуще никто и не собирался разрушать Советский Союз. Украинцы и белорусы намекают, что, желая свалить Горбачева, Ельцин неожиданно предложил разорвать союзный договор 1922 года, юридически оформив распад СССР. Они неожиданно согласились. Непонятно, почему Горбачев не прислал тогда в Беловежскую пущу группу «Альфа» КГБ СССР? Наивно полагать, будто он не знал, о чем говорили лидеры России, Украины и Белоруссии.
<b>Беловежские соглашения</b> юридически были предательством Конституции СССР. С другой стороны, Ельцин, Кравчук и Шушкевич не могли поступить иначе, поскольку первый и последний президент СССР Михаил Горбачев не желал превращать федерацию в конфедерацию. Дезинтеграционные процессы в стране тогда были уже настолько сильны, что не зависели от политической воли лидеров. Решения приходилось принимать вдогонку событиям. Де-факто отделилась Прибалтика. Шла война в Карабахе.
<b>Ельцин в одном из интервью </b>назвал «полным бредом» высказывания «некоторых политиков с короткой памятью, утверждающих, что вот, мол, был сильный могучий Советский Союз, но собрались лидеры трех национальных республик, подписали какие-то бумажки, и он развалился». И все-таки КПРФ продолжает настаивать на версии «беловежского сговора» как величайшего преступления против народов СССР и, в частности, против русских, миллионы которых мгновенно стали чужаками за пределами тогдашнего РСФСР. Развал Союза Ельцину так и не простили. В Госдуме второго созыва коммунистам не хватило всего 16 голосов, чтобы объявить ему импичмент.
<b>За 15 лет все постсоветское</b> пространство изменилось до неузнаваемости. Сегодня очевидно, что возродить старый СССР – задача абсолютно нереальная, и все, кто к этому призывает, либо не в себе, либо не отдают себе отчет в том, что попытки силового восстановления советской империи чреваты реками крови.