Страховщики пожаловались на царапины

По данным Российского союза автостраховщиков, в 2006 году увеличилось число страховых случаев по ОСАГО. Мошенники активизировались, считают в союзе. Автомобилисты стали обращаться за компенсацией по малейшему поводу, говорят в страховых компаниях.

<b>За 9 месяцев 2006 года</b> российские автостраховщики получили 1,039 млн заявлений по автогражданке, что на 17,4% больше, чем в 2005 году. Причем если в прошлом году доля страховых случаев в общем числе договоров ОСАГО составляла 4,23%, то в нынешнем – 4,6%. Это говорит либо о росте числа ДТП, либо о распространении страховых мошенничеств, считают в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
<b>В "Росгосстрахе" </b>dp.ru привели собственную статистику. "Рост незначителен. Если на 1 января 2006 года частота выплат (количество выплат на 100 действующих договоров) составляла 3,78%, то сейчас – 3,84%, то есть рост – 0,06%. Для сравнения, по отношению к аналогичному периоду прошлого года рост достиг 0,22%, что вполне укладывается в рамки коридора колебания этого показателя", – говорит руководитель департамента экономической и информационной защиты бизнеса "Росгосстраха" Александр Мозалев.
<b>"Мошенничество – одна из причин</b> роста обращений, но далеко не единственная, – продолжает он. – Во всем мире примерно 10–15% всех страховых выплат приходятся на мошенничество. В России в этом смысле ситуация близка к мировой. В прошлом году наш департамент выявил 2139 подобных случаев, по которым правоохранительные органы возбудили 290 уголовных дел, в том числе по нашим сотрудникам – 95".
<b>Наиболее распространенные схемы мошенничеств</b>, по словам Александра Мозгалева, таковы: "пьяного водителя подменяют на трезвого либо заменяют водителя, не вписанного в полис ОСАГО, на человека, включенного в перечень допущенных к управлению". Такие случаи называют бытовыми, на них приходится примерно 60% мошенничеств. "Остальная часть совершается организованными преступными группами, и ущерб от нее намного выше. Во-первых, выявлять труднее, так как люди идут на это дело подготовленными, а во-вторых, выплаты здесь обычно больше", – говорит руководитель департамента.
<b>Мелкие страховщики</b> сталкиваются с мошенниками и того реже. "У нас была пара отказов от выплаты страховки из-за мошеннических действий заявителей, – рассказала dp.ru начальник отдела ОСАГО страховой компании "Класс" Елена Женихова. – Но потоком такие случаи не идут". По ее мнению, в последнее время автомобилисты стали регистрировать малейшие ДТП, что и привело к росту обращений.
<b>Соглашается с ней</b> и руководитель департамента имущественного страхования компании "Гайде" Петр Пушкарев. "Вряд ли мошенничество вносит основную лепту, – говорит он. – Просто раньше с двумя царапинами никто к страховщикам не обращался, а теперь стоят, ждут комиссара".
<b>Конечно, проблема мошенничества существует</b>, говорит Петр Пушкарев. "Каждый десятый страхующийся надеется получить какую-то материальную выгоду – так устроен человек", – продолжает он и приводит такой случай: "Автовладелец приносит справку, что когда он выезжал со двора, кто-то сдавал задним ходом и разбил ему весь передок. Мы посмотрели – это надо было ехать не меньше 30 км/ч, чтобы так разбить машину".
<b>"Если человек не вызвал</b> на место ДТП аварийного комиссара, мы рассматриваем такие случаи с особым пристрастием, – делится Петр Пушкарев методами борьбы с мошенниками. – Если нанесен большой ущерб, проводим собственное расследование. Кроме того, обмениваемся информацией о "неблагонадежных" клиентах с коллегами из других компаний. Я думаю, рано или поздно будет составлен единый "черный список" таких людей".
<b>По данным РСА</b>, за 9 месяцев 2006 года компании, занимающиеся автогражданкой, выплатили 22,292 млрд рублей, что на 19,9% превысило показатель 2005 года (18,594 млрд рублей). Вместе с тем страховщики и собрали больше, чем годом ранее: 45,468 млрд рублей против 38,733 млрд рублей (+17,4%). Это связно с заключением новых договоров. За 9 месяцев их подписано 22,581 млн – на 8,3% больше, чем в январе-сентябре 2005 года.