Деловой туризм прибыл в Петербург

Рынок делового туризма в городе на Неве продемонстрировал тенденцию к росту. Сейчас средний иностранный бизнесмен проживает в Петербурге 3 дня и тратит $350 в сутки. Участники рынка надеются на предпринимателей из Германии, Индии и Китая.

<b>В ежегодном </b>экономическом прогнозе международной организации World Travel and Tourism Council, подготовленном совместно с компанией Accenture, Россия поставлена на шестое место по прогнозируемым темпам развития деловых поездок в 2006 году.
<b>Но по уровню </b>развития делового туризма успехи России и Петербурга пока скромны. По данным ICCA (International Congress and Convention Association – Международная Ассоциация конгрессов и съездов), по итогам 2005 года Россия заняла 42-е место в мире, а Петербург – только 100-е место с 9 проведенными конференциями.
<b>"Следует учитывать</b>, что ICCA включает в свой рейтинг далеко не все мероприятия, а только проводимые международными организациями и при этом по принципу ротации между разными странами, – утверждает исполнительный вице-президент Российской ассоциации делового туризма (RBTA) Юрий Сарапкин. – При таком подходе отсекается 95%, если не больше, нашего рынка. Вообще, корректная статистика индустрии встреч остается общемировой проблемой. Мы не имеем реальной картины того, что происходит в отрасли в мире в целом и конкретно у нас в стране".
<b>Действительно,</b> в городе проходит много деловых мероприятий, не попадающих в международную и даже местную статистику. Так, в Петербурге традиционно проводится немало конференций академических и научных институтов. Они, как правило, невелики по числу участников (от 100 до 300) и проходят в стенах той или иной научной или образовательной организации.
<b>Кроме того</b>, развивается большой пласт мероприятий, проводимых коммерческими фирмами и организациями. Как правило, их состав колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен участников.
<b>"В первую очередь</b> речь идет о предприятиях сферы промышленности, добычи газа и нефти, – описывает ситуацию генеральный директор компании "Санкт-Петербург 2003" Светлана Чижикова. – Второе место занимают алкогольные компании и, прежде всего, производители пива. За ними идут изготовители продуктов питания. В этих секторах постоянно появляются новые бренды, с которыми нужно знакомить дилеров, а объемы продаж должны быть массовыми. Затем следует отметить компании, работающие в сфере недвижимости, и автосалоны".
<b>Удельный вес </b>прибытий с деловой целью в структуре гостей Петербурга устойчиво составляет одну треть и имеет тенденцию к росту.
<b>Если средний </b>иностранный бизнесмен проживает в городе 3 дня и тратит $350 в сутки (см. далее), то годовой объем рынка делового туризма в Петербурге составляет $651 млн.
<b>"Немецкие компании</b> довольно активно нащупывают и развивают деловые контакты с Петербургом и Северо-Западом России, потому и растет число бизнесменов из этой страны у нас в городе, – комментирует генеральный директор компании "Лефер" Светлана Лещенко. – По нашим наблюдениям, в Петербург активно едут индусы, что связано с успешным сотрудничеством между индийскими и российскими компаниями в области фармацевтики. Одна за другой прибывают в город китайские делегации. Похоже, многих бизнесменов из этой страны вдохновил проект "Балтийская жемчужина".
<b>"В Петербурге </b>появляется все больше организаторов деловых мероприятий, – говорит Светлана Чижикова, – и все больше мест для их проведения. Если раньше дворцы и музеи города довольствовались лишь показом своих экспозиций, то теперь активно сдают площади в аренду под различные деловые мероприятия".
<b>В сентябре </b>2006 года в конференции "MICE. Петербург" (Meetings, Incentives, Conventions, Exhibitions) в гостинице "Прибалтийская" со своими предложениями выступали Российский Этнографический музей, Музей связи им. Попова, расположенный во дворце Безбородко, и др. К привлекательному бизнесу по обслуживанию делегатов и мероприятий подключаются театры и даже корабли.
<b>По данным </b>компании "Мономакс", средняя конференция международной ассоциации (около 700 человек) приносит экономике принимающего ее города около $1 млн. Конгрессы же зачастую проводятся на 1500–5000 человек.
<b>Индустрия </b><b>деловых встреч</b> занимает весомое место в структуре мирового туризма. К примеру, в Стокгольме доход от конгрессной деятельности составляет 20% всей прибыли от въездного туризма. Средний ежедневный уровень расходов делегата международного конгресса составляет $346 в сутки (для сравнения, достаточно обеспеченный турист тратит в среднем $100–200 в сутки).
<b>"Шестьдесят </b><b>процентов</b> мирового труизма приходится на индустрию встреч, – говорит Юрий Сарапкин. – От 55 до 60% мест в отелях по всему миру заполняются за счет деловых поездок".
<b>Неудивительно</b>, что затраты городов на привлечение "конгрессменов" в Европе окупаются в десятки раз. К примеру, при ежегодном бюджете конгрессного бюро Гетеборга в 900 тыс. евро оно привлекает в город бизнес на сумму от 35 до 50 млн евро в год.
<b>В докладе</b> FutureWatch 2006 международной организации деловых встреч Meeting Professionals International и American Express указывается, что общее число встреч и расходы компаний на одно мероприятие в 2006 году возрастут на 7–14%. Эта тенденция сохраняется третий год подряд.