ПРЕСС-РЕЛИЗ: РЖД создаст дочернюю компанию по грузовым перевозкам

Начало работы "Грузовой компании" запланировано на 1 января 2007 года.

13 июля 2006 года Правлением ОАО "РЖД" обсуждался вопрос о создании дочерней Грузовой компании. Представленный проект в целом одобрен и рекомендован к рассмотрению Советом директоров ОАО "РЖД". Планируется, что Совет директоров рассмотрит вопрос о создании Грузовой компании в августе-сентябре 2006 года – с тем, чтобы с 1 января 2007 года компания могла начать свою деятельность.
Создание Грузовой компании решает четыре основные задачи: <br>– обеспечение конкурентоспособности грузоперевозочного бизнеса ОАО "РЖД" за счет равных тарифных условий с другими участниками рынка грузовых перевозок, <br>– имущественное обособление грузоперевозочного бизнеса для обеспечения его прозрачности, повышения финансово-экономической эффективности и ликвидации перекрестного субсидирования других видов перевозок, <br>– обеспечение инвестиционной привлекательности грузовой компании, привлечение необходимых средств для обновления подвижного состава, <br>– возможность продажи неконтрольного пакета грузовой компании за счет первичного размещения акций. Полученные средства планируется направить на обновление инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Рассмотренным сегодня проектом создания Грузовой компании предполагается, что ОАО "РЖД" выступит учредителем и практически единоличным владельцем компании (100% акций минус одна акция), вторым учредителем станет АНО "Желдорреформа", которой будет передана одна привилегированная акция.
Уставный капитал компании будет сформирован посредством передачи 564 тыс. грузовых вагонов, другие виды железнодорожного подвижного состава в качестве вклада в уставный капитал вноситься не будут. Планируется, что компания будет работать на рынке в качестве оператора. По прогнозам, грузооборот компании к 2010 году достигнет как минимум 1350 млн т/км, выручка – 90 млрд рублей. Рентабельность запланирована на уровне 20%. При достижении показателей, предусмотренных бизнес-планом, компания будет способна не только полностью покрывать все операционные расходы, но и генерировать значительную прибыль.
По мнению президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина, появление Грузовой компании увеличит присутствие холдинга "РЖД" в высокодоходных сегментах рынка, повысит эффективность использования подвижного состава и позволит развивать на железнодорожном транспорте новые технологии, в частности, логистические. <br>Капитализация грузового ДЗО ОАО "РЖД", по оценкам инвестбанка Morgan Stanley, составит около 6,8 млрд долларов, если компания начнет работать в 2007 году, а при благоприятной ситуации на рынке капитализация грузовой "дочки" ОАО "РЖД" она может превысить это значение.
– Один из способов решения проблемы дефицита инвестиционных ресурсов ОАО "РЖД" – продажа пакетов акций создаваемых дочерних компаний на свободном рынке, – говорит Владимир Якунин. – Реализация на фондовом рынке неконтрольного пакета акций Грузовой компании (вплоть до 49%) позволит привлечь около 3 млрд долларов. <br>– Нами пока не принято решение по схеме вывода Грузовой компании на фондовый рынок, – комментирует старший вице-президент ОАО "РЖД" Федор Андреев. – Возможны два варианта: либо осуществляется выход на российский фондовый рынок и только потом – на лондонскую фондовую биржу, либо компания сразу выходит на лондонскую фондовую биржу. Если будет выбран первый вариант, то компании потребуется год для выхода на российский фондовой рынок и еще полтора года – для выхода на зарубежный фондовый рынок.
Планируется, что Грузовая компания будет успешно конкурировать с частными операторами. <br>– Конкурентоспособность Грузовой компании будет формироваться на базе экономически обоснованной выгодной цены благодаря высококлассному сервису, высокой скорости доставки, умению управлять движением и своими издержками. ОАО "РЖД" и сейчас поднимает эффективность своих грузоперевозок именно за счет лучшей организации управления движением, – говорит вице-президент ОАО "РЖД" Салман Бабаев.
– Конкурентными преимуществами создаваемого дочернего общества для потребителей могут стать гибкая тарифная политика, реализация потенциала системы фирменного транспортного обслуживания (разветвленная сеть агентств, индивидуальная работа с клиентом и т. п.) и достаточный резерв вагонного парка, позволяющий оперативно реагировать на изменение рыночной ситуации, – добавляет старший вице-президент ОАО "РЖД" Борис Лапидус. – В масштабах же страны возникновение такой мощной компании-оператора, как Грузовая компания ОАО "РЖД", инициирует огромный толчок для рынка вагоностроения и машиностроения. Это обеспечит значительный мультипликативный эффект для развития экономики в целом. <br>Правление ОАО "РЖД" одобрило в целом концепцию и бизнес-план создаваемой компании. На рассмотрение Советом Директоров вопрос будет вынесен в конце августа 2006 года.