Слушать стали больше – прибыли растут

Оборот российского рынка аудиокниг за прошлый год составил $6–8 млн. По словам производителей, этот сегмент насыщен всего на 10–15%. Основные затраты при производстве подобной продукции – запись фонограммы, режиссерская работа, создание музыки.

Пионерами записи книг в МР3-формате стали в 2002 году студия звукозаписи "СОЮЗ" (проект "Книга вслух"), компании "Ардис" и "СИДИКОМ". Сегодня такую продукцию выпускают около 40 компаний. Бизнес этот не сверхприбыльный, рентабельность производства – 10–20%. Поэтому большинство производителей развивает смежные направления деятельности, и аудиокниги для них – не основная статью дохода.
<b>Тенденции </b><br>"За прошлый год оборот рынка аудиокниг вырос в 2–2,5 раза, – сообщает руководитель проекта ООО "Ардис-Консалт" Василий Лядов. – Самый большой рост объемов наблюдался в 2004 году – обороты компаний повысились почти в 5 раз".
Развитию рынка аудиокниг способствует то, что все большее количество звуковоспроизводящей техники поддерживает формат МР3. Ощутимой конкуренции бумажным изданиям аудиокниги не составляют. "Думаю, аудиокниги покупают хуже обычных потому, что качество исполнения текстов оставляет желать лучшего", – считает руководитель отдела маркетинга ОАО "Торговая фирма "Санкт-Петербургский Дом книги" Елена Федорова. Ассортимент аудиокниг растет пропорционально объемам продаж и составляет сегодня более 2 тыс. наименований. Средний тираж аудиокниги – 1–2 тыс. экземпляров.
<b>Производство </b><br>"Основные статьи затрат при производстве аудиокниг – запись фонограммы, режиссерская работа, создание оригинальной музыки, звуковых спецэффектов", – говорит руководитель проекта "Аудиокнига" ООО "Элитайл" (компания "СИДИКОМ") Кирилл Красильников.
Одно из важных ограничений, накладываемое форматом аудиокниги на используемый контент, – объем озвучиваемого произведения. "Аудиокнига ограничена обычно 20 часами звучания, – рассказывает Олег Качанко, генеральный продюсер ООО "РИО Продакшн" (компания занимается оформлением радиоэфира, аудиопроизводством, записью аудиокниг). – Это соответствует объему в 600–700 страниц. Поэтому в каталогах такой продукции повестей и рассказов намного больше, чем романов".
Производители решают проблему выпуска объемных произведений с помощью их сокращения. "Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго занимает чуть более 10 часов, в то время как полная версия звучала бы около 25 часов.