ГАЗ заставил дилеров выглядеть по-европейски

ОАО «ГАЗ» пересмотрел свою сбытовую политику, в результате чего 17 петербургским компаниям запретили продавать автомобили ГАЗ. Владелец одной из таких компаний покончил жизнь самоубийством.

В конце 2005 года дочерняя компания ОАО ГАЗ - "Торговый дом Русские автомобили" запретила официальным дилерам на Северо-западе России отпускать автомобилей сторонним организациям. <br>В список посторонних попали контрагенты-субдилеры, реализующие продукцию ГАЗа по договорам хранения или поставки. Таковых в Петербурге, Новгородской, Псковской, Вологодской, Ленинградской областях и республике Карелия насчитывалось семнадцать. Они обеспечивали порядка 30% (около 3,5 тыс автомобилей) всех продаж в регионе.
<b>Новый порядок</b><br>Свои действия ООО "Торговый дом Русские автомобили" в лице директора департамента сбыта автомобилей Олега Маркова объясняет необходимостью реформирования сбытовой сети. В соответствии с "Основополагающими принципами формирования и управления Сервисно-Сбытовой Сетью" определена двухуровневая структура канала сбыта.<br>В результате в Северной столице, Ленинградской, Псковской и Новгородской областях реализовывать <a href="http://www.avto-gaz.ru" target=_blank>автомобили ГАЗ </a>будут всего три дилера: ООО &#171;ТД Спарз&raquo;, ООО &#171;Строительная компания&raquo;, ООО &#171;Автоэкспорт&raquo; (торговая марка &#171;Грузомобиль&raquo;), которые имеют шесть площадок. <br>Разработан и утвержден комплекс требований, обязательных для всех участников сервисно-сбытовой сети автозавода - &#171;Дилер ОАО &#171;ГАЗ&raquo;. Стандарт предприятия&raquo;. <br>Они схожи с теми, что действуют у иностранных производителей: обязательно наличие шоу-рума, единого стиля в оформлении, рекламе и т.д. Для строительства такого автоцентра с нуля требуется порядка $5 млн, а для переоснащения субдилеров лишенных права продавать автомобили ГАЗ от $1 млн. Сами субдилеры готовы потратить не более $50 тыс.
<b>Самоубийство</b><br>Лишенные права продавать автомобили ГАЗ субдилеры уже подсчитывают потери. Денис Чеботов, директор ООО "Ростехавто", признался, что после прекращения поставок продукции ГАЗа, вынужден был сократить штат с 50 до 32 человек. Две фирмы - "Автогазцентр Балтика" и "Альянс-авто" закончили существование. При этом директор и учредитель "Альянс-авто" Владимир Венглинский покончил с жизнью спустя несколько дней после извещения о реформировании дилерской сети. <br>Президент петербургского Off-road клуб 4х4 Юрий Овчинников, близко знавший Венглинского, не исключает, что его решение об уходе из жизни связано с бизнесом. Директор "Альянс-авто" на заемные средства закупил оборудование для СТО. И хоть фирма готова была работать и работала 24 часа в сутки без выходных, свести концы с концами не удалось.
<b>Отдай клиента</b><br>Обращения бывших субдилеров пересмотреть условия поствок автомобилей либо игнорируются, либо им предлагают передать свой бизнес официальному дилеру ГАЗа и работать в его составе в качестве подразделения. <br>В ответ на просьбы выделить автомобили для выполнения договорных обязательств по плановым поставкам, руководитель ООО &#171;ТД &#171;Русские машины&raquo; рекомендует петербургским компаниям предоставить информацию о покупателях и выражает готовность удовлетворить все заявки. Разумеется, уже без участия недавнего контрагента.
<b>Ожидание и борьба</b><br>Часть бывших субдилеров ОАО "ГАЗ" уже переключились на работу с китайскими машинами, полагая, что "насильно ГАЗу мил не будешь", другие заняли выжидательную позицию. Их надежды связаны с тем, что региональные дилеры все-таки пойдут на попятную и с благословения ниженовгородских менеджеров начнут отпускать ГАЗы наиболее лояльным субдилерам. <br>На первый взгляд бороться мелким компаниям с ГАЗом - все равно, что теленку бодаться с дубом. Но кое-какие рычаги воздействия на завод все-таки есть. Летом 2001 года Министерством по антимонопольной политике ГАЗ был включен в реестр предприятий-монополистов. А значит, его деятельность подпадает под действие закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". <br>Учитывая доминирующее положение ГАЗа в производстве легких коммерческих автомобилей, можно доказать и нарушение закона. В частности, статей 5, 6, где говорится об ограничении конкуренции, препятствии доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам. В территориальное управление федеральной антимонопольной службы по г. Санкт-Петербургу заявление такого характера уже поступило. Следующим этапом истории с реформированием сбытовой сети ГАЗа может стать разбирательство в Арбитражном суде. Бывшие продавцы автомобилей ГАЗ намерены отстаивать свое право на хозяйственную деятельность. Если им это удастся, то тогда малый бизнес накажет большой - ОАО ГАЗ понесет моральные и вполне осязаемые материальные потери. <b>Сергей Мартынкевич, Ассоциация Автопресса</b>