Бутики по-советски

Гастрономические бутики и магазины премиального предложения существовали еще в советское время.

Предшественниками современных премиальных гастрономов в России были «лавки колониальных товаров», где продавались новшества потребительского рынка того времени, - чай, кофе, восточные сладости и специи. Пожалуй, только «Елисеевские» магазины в Москве и Петербурге могли похвастать действительно широким ассортиментом, представленным на значительной по размеру площади (и напоминали современный премиальный гастроном). В большинстве же других крупных российских городов лавки колониальных товаров являлись небольшими по площади магазинами, формат которых близок скорее к современному гастрономическому бутику. О том, что подобные торговые предприятия были востребованы не только в столице, говорят факты истории торговли уездных городов. Например, в Пензе самый известный «бутик» колониальных товаров, прославившийся широким выбором вин, открыли в 1909 братья Будылины, в Самаре созданием и управлением подобного магазина занимался купец Григорий Санин, в Саратове – сын основателя табачной фабрики Николай Штаф и т.д. <br>К сожалению, подавляющее большинство подобных магазинов после революции были закрыты или при помощи новой власти настолько изменили ассортиментную и ценовую политику, что стали просто одними из обычных продовольственных магазинов. Исключение составлял, пожалуй, только «Елисеевский», остававшийся и в советское время «Гастрономом №1», что, безусловно, отличало его от безликих конкурентов. <br><br>Возможно, они выглядели не очень презентабельно, но в их ассортименте всегда были эксклюзивные товары. «Бутиковость» таких магазинов заключалась также в налаженном товароснабжении и стабильном предложении, чем не могли похвастаться большинство советских магазинов. <br>Предшественниками элитных магазинов и гастрономических бутиков можно назвать продуктовые «Березки», спецраспределители для партийной «верхушки», магазины-кулинарии, работающие при ресторанах, где потребитель мог приобрести продукты ресторанного уровня «на вынос». Отдельную группу элитных торговых объектов советского времени представляли специализированные магазины, в которых был представлен узкий, но глубокий ассортимент определенного вида продукции. <br>В конце 90-х годов изменившаяся политическая и экономическая ситуации в стране привели к появлению класса потребителей, уровень культуры которых постепенно начал повышаться, следствием чего стал рост спроса на деликатесные продукты. Именно в это время сработала формула «спрос рождает предложение», благодаря которой стали появляться прототипы современных элитных магазинов. <br>Изначально эти прототипы выглядели как небольшие торговые павильоны с достаточно ограниченным ассортиментом, ориентированные на покупателей с высокими доходами, а также на иностранцев. В дальнейшем началось развитие элитных магазинов в рамках таких розничных сетей, как «Седьмой Континент» и «Азбука вкуса». <br>В конце 2004 года в Москве открылся первый гастрономический бутик Fauchon. А с открытием первого элитного продовольственного магазина сети «Глобус Гурмэ» в июне 2005 года уже никто не сомневался, что в России начал формироваться сегмент магазинов высокой гастрономии.<br>