Петербург открыли сети Next

Знаковые западные торговые сети осваивают Северную столицу. В результате экспансии европейских универмагов популярные ныне шоп-туры в Финляндию могут оказаться невостребованными.

Первый в России универмаг британской сети Next может открыться в петербургском торгово-развлекательном комплексе (ТРК) „Гранд Каньон“, который строится на углу пр. Энгельса и ул. Шостаковича. Открытие ТРК запланировано на декабрь. Площадь первого универмага Next в ТРК должна составить 400-500 м2. Специалисты оценивают стоимость открытия одного магазина такой площади в $50 000-100 000 без стоимости аренды. В настоящее время компания „Соломон“, строящая „Гранд Каньон“, ведет обсуждение договора аренды с франчайзи Next в России, которым стала кувейтская компания Alshaya, уже развивающая у нас сети Mothercare. Еще один амбициозный проект Alshaya - развитие по франшизе сети косметическо-парфюмерных товаров The Body Shop. До конца 2006 года планируется открыть восемь магазинов Body Shop в Москве, Петербурге и городах-"миллионниках". Один из этих магазинов откроется, так же, как и универмаг Next, в ТРК «Гранд Каньон». На рынке считают, что и у Body Shop, и особенно у Next в Петербурге неплохие перспективы.<br><br><b>Нашествие символов</b><br>Эксперты рынка утверждают, что Next выходит в сегмент, в котором уже работает много игроков. Однако высокие темпы роста рынка позволят сети не испытывать сложностей. По данным Росстата, рост рынка одежды с начала этого года составил около 20%, и прогнозирует рост в 2006 г. на уровне 40%. По мнению аналитиков, у россиян, и петербуржцев в том числе, все более популярным становится формат европейского универмага. Немало жителей Петербурга покупает одежду за границей, и эта группа расширяется по мере роста доходов населения. Указанные факторы обеспечили благоприятные условия для прихода западных игроков. Россию открывают для себя все больше западных сетей универмагов. В начале 2005 г. о решении работать в нашей стране объявил один из символов Британии, Marks&Spencer. К работавшим в России с 90-х гг. Stockmann и British House в позапрошлом году присоединилась испанская Zara, а в этом году — голландская C&A. Интерес к России подтвердила британская сеть Debenhams, планирующая открыть свой первый магазин в Москве. Но особенно рынок ждет открытия российских универмагов H&M, которые специалисты оценивают как самый успешный бренд в формате department store. В частности, Н&M может стать арендатором торговых центров, которые строит в России крупная шведская девелоперская группа Centrum, а на право представлять интересы H&M в России претендует петербургское отделение “Системы-ГАЛС”.<br><br><b>Непривычный Private Label </b><br>Подобные форматы пока не были представлены на петербургском рынке. Говоря о классических европейских универмагах одежды, надо отметить, что они заметно отличаются от уже знакомых Петербургу западных сетей магазинов моды - Mexx, Mango, Benetton, Naf-Naf и других. Магазины моды - это розничные структуры производителей, тогда как универмаги в большинстве своем являются непосредственно торговыми операторами, в обороте которых есть продукция и под "чужими", и под собственными марками (private label). Ассортимент универмагов значительно шире и разнообразнее, и рассчитан на покупателей обоих полов и всех возрастов. Кроме того, коллекции универмагов более консервативны, чем быстро устаревающая продукция модных магазинов. <br>Между универмагами одежды и department stores тоже есть существенные различия. Во-первых, ассортимент department store делится на три товарные группы: одежда, обувь, аксессуары; бытовая техника и товары для дома и офиса; продукты. Кроме того, department store - ярко выраженный мультибрендовый универмаг, где количество представленных марок может исчисляться сотнями. Правда, это правило с исключениями. Так, в Marks&Spenser - одной из крупнейших сетей полноформатных универмагов - весь ассортимент продается под private label. <br>Скорее всего, характерной чертой department stores следует считать большие площади - от 10 тыс. кв. м, которые они занимают в отдельных зданиях или больших торговых центрах - shopping molls (в Петербурге только в последние два года начали строиться торговые центры площадью свыше 10 тыс. кв. м). Площади привычных для России универмагов одежды обычно гораздо меньше, и эти универмаги крайне редко расположены в отдельных зданиях. <b>«Якоря» с оборотом</b> Развитие полноформатных и одежных универмагов тесно связано с бизнесом современных западных торговых центров. Для торгового центра department store (как, впрочем, и универмаг одежды) является якорным арендатором, причем во многих странах он признается более привлекательным "якорем", чем, например, продуктовый гипермаркет. Считается, что посетитель, пришедший в moll ради гипермаркета, после покупки сядет в машину и уедет. А в центрах с department store покупатель, посетив "якорь", склонен пройти по магазинам других арендаторов, и вероятность совершения незапланированных покупок увеличивается, - утверждают эксперты. Это выгодно управляющей компании торгового центра, так как зачастую в Европе арендная плата в moll взимается в виде процента с оборота. Пока ни одна российская компания не работает в формате department store. Соответственно, эта ниша свободна для западных игроков и они ее постепенно занимают. Так же почти не освоен сегмент универмагов одежды: в нем присутствуют московская "Вещь!" и петербургская сеть PLATO, однако пока они не могут конкурировать с западными брендами универмагов.