НДС по рекламе можно вычесть

Компаниям, раздающим покупателям бесплатные образцы своей продукции почти невозможно доказать налоговикам, что эти товары не должны облагаться НДС.

Екатерина Чернышева, аудитор ООО «АКГ «Юридическая Бизнес Коллегия»:<br><br>К сожалению, проведение рекламных акций зачастую оборачивается для предприятия налоговыми рисками, и в частности - по НДС. Минфин РФ занял жесткую позицию по вопросу обложения НДС стоимости раздаваемых рекламных образцов. В частности, в Письме Минфина от 16.08.2005 № 030411/205 указывается на то, что объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (п.1 ст.146  НК РФ). При этом передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг). Налоговую базу по НДС следует определять исходя из рыночных цен безвозмездно передаваемых товаров (п.2 ст.154 НК РФ). Аналогичная позиция изложена в Письмах Минфина от 30.09.03 №040311/78, от 01.03.05 №030411/43. <br><br><b>Судебная практика</b><br>Однако, в ряде случаев суды встают на сторону налогоплательщика, например - Постановление ФАС СЗО от 14.12.04 №А053624/04-22. Объясняют это так - главой 21 НК РФ не дано определение понятия «безвозмездная передача», поэтому следует обратиться к положениям Гражданского Кодекса РФ: по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (ст.572 ГК РФ). При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. То есть говорить о безвозмездном характере можно лишь в том случае, если одаряемый не совершает никаких встречных действий. А под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст.2 Федерального закона от 18.07.95 №108ФЗ «О рекламе»). То есть при соблюдении вышеназванных условий стоимость товаров, переданных в рамках рекламной кампании, подлежит включению в состав рекламных расходов и не может рассматриваться как безвозмездная передача. Другой пример - постановление ФАС СЗО от 15.09.04 №А052972/04-19. Суд, встав на сторону налогоплательщика, привел иное обоснование, указав на то, что на территории РФ передача товаров для собственных нужд облагается НДС в том случае, если данные расходы не учитываются при расчете налога на прибыль (пп.2 п.1 ст.146 НК РФ). А так как расходы на рекламу включаются в состав прочих расходов, то стоимость рекламных образцов, переданных потенциальным покупателям, не подлежит обложению НДС. <br><br><b>Минимизация платежа</b><br>Кроме того, специфика проведения рекламной акции как мероприятия, предназначенного для неопределенного круга лиц, не дает возможность зафиксировать момент перехода права собственности на товары и, соответственно, факт их передачи. Тем не менее, налогоплательщик, принявший решение не облагать НДС стоимость рекламных образцов, скорее всего, будет вынужден отстаивать свою точку зрения в судебном порядке. Следует учесть, что расходы на передачу товарных образцов в рекламных целях относятся к нормируемым и принимаются при расчете налога на прибыль в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (п.4 ст.264 НК РФ). В настоящее время сложилась следующая позиция: если для целей обложения налогом на прибыль расходы принимаются по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем этим нормам (п.7 ст.171 НК РФ). Данная позиция поддерживается не только налоговыми органами и Минфин, но и в ряде случаев судом (например, Постановление ФАС МО от 29.07.03 №КА-А41/5030-03).