09:2320 сентября 200509:23
19просмотров
09:2320 сентября 2005
Но только в будущем году. Обещание министра Леонида Реймана обязать провайдеров сохранять пользователям номер мобильного телефона уже этой осенью, слегка затянулось.
В Министерстве информатизации и связи РФ с начала недели приступила к работе группа чиновников и ряда частных компаний, которая до конца года реализует обещание Леонида Реймана о внедрении в жизнь долгожданной услуги для пользователей мобильной связи.<br>Напомним, что в апреле текущего года на пресс-конференции в Лондоне Леонид Рейман заявил: «Уже этой осенью абоненты мобильной связи в России смогут сохранять свой номер при смене оператора. Это будет новая услуга, которая к осени появится у наших операторов и абонентов". Речь шла о широко распространённой в Европе услуге Mobile Number Portability (MNP). Для пользователей нововведение может стать привлекательным. Для операторов это может грозить заметными изменениями на рынке услуг. Реализовать проект осенью текущего года не получилось.<br>Идеологом проекта MNP в России выступает директор департамента государственной политики в области информационных коммуникаций Виталий Слизень, пишет газета «Коммерсант». Он хорошо известен в петербургском сообществе связистов в качестве одного из инициаторов таких проектов, как "Петербург Транзит Телеком" и ADSL-доступ, реализованный интернет-провайдером "Вэб Плас". По официальной информации Мининформсвязи, услуга MNP предположительно будет внедрена уже в 2006 году, после чего абоненты сотовых сетей смогут менять операторов, сохраняя за собой старый номер.<br><br><b>Пример Европы</b><br>MNP уже действует во всех странах Евросоюза. Существует две модели подобного сервиса. В первом случае за услугу платит абонент, во втором случае для пользователя она бесплатная, а за перенос номера платит принимающий оператор. Согласно заявлениям Мининфорсвязи РФ, в России скорее всего будет применена вторая модель, работающая в Скандинавских странах. Технически это выглядит следующим образом. Создается специальная компания, которая обменивается информацией с действующими операторами и ведет реестр абонентов-мигрантов, пожелавших воспользоваться MNP. Также компания ведет учет номеров и определяет, какой именно оператор обслуживает в данный момент времени тот или иной номер. В Финляндии, например, подобной деятельностью занимается компания Numpac, а в Швеции -- Snpac. Все операторы, действующие на территории страны, платят компании-регистратору абонентскую плату, плюс компании, принимающие абонентов, отчисляют ей взносы за перенос каждого номера. Кроме того, оператор-донор при потере абонента также получает от принимающего оператора определенный процент в качестве отступного. Так, в Финляндии Numpac получает от операторов в качестве абонплаты около пяти тыс. евро в год, перерегистрация номера стоит около одного евро, а оператор-донор в качестве утешительного приза получает восемь евро. Внедрение бесплатной для абонентов услуги MNP в европейских странах происходило по весьма драматичному сценарию. В Финляндии, например, этот сервис был запущен в третьем квартале 2003 года и заметно ударил по бизнесу крупных национальных операторов Elisa и TeliaSonera. Если до внедрения MNP отток абонентов у них составлял около 15% в квартал, то по итогам первого квартала 2004 года этот показатель достиг отметки 43%. В итоге компании потеряли значительную часть своих абонентов, которые мигрировали к небольшим виртуальным операторам. Сейчас каждый второй абонент Финляндии, где около 4,7 млн. пользователей сотовой связи, ежемесячно меняет оператора с сохранением номера.<br><br><b>Петербург и Москву «переделят»</b><br>С учетом того, что у российских сотовых компаний процент оттока и так довольно высок (по итогам 2004 года они потеряли около 10 млн. подписчиков), с внедрением MNP этот показатель может стать еще больше. По мнению аналитиков, ввод MNP в первую очередь может привести к перераспределению высокодоходных абонентов. "Мало говорящие абоненты активно меняют SIM-карты и без сохранения номера. Поэтому услуга MNP, скорее, окажется интересна высокодоходным пользователям", - считает старший аналитик "УралCиба" Константин Чернышев. "Борьба за корпоративных клиентов после внедрения MNP может обрушить этот рынок, ARPU в данном сегменте заметно снизится", - говорит аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина.
Напомним, что сейчас ежемесячный доход от много говорящих абонентов (в основном это пользователи контрактных тарифных планов) в несколько раз выше, чем ARPU в низкодоходном сегменте pre-paid-пользователей. Кто конкретно из операторов выиграет от ввода MNP, аналитики подсчитать не могут: компании не разглашают данные по своим базам корпоративных клиентов. Однако госпожа Саяпина считает, что, например, в Петербурге ввод MNP будет на руку "ВымпелКому", абонентская база которого практически на 100% состоит из малодоходных абонентов. "В Москве это будет выгодно 'МегаФону', а в Сибирском регионе - МТС. Выгодно всем, кто сможет предложить корпоративным абонентам привлекательные условия", - говорит Елена Саяпина.
Сами операторы перспективы ввода MNP комментируют весьма сдержанно, признавая, что эта мера может усилить нетарифную конкуренцию. Ведь абонентов уже ничто не будет удерживать от миграции. "Компаниям придется активизировать свой маркетинг и найти неценовые методы борьбы за абонентов", - говорит пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Марина Белашева. Впрочем, пока операторам не удалось найти какой-либо работающий механизм нетарифной конкуренции, а средний по стране показатель ARPU падает из года в год на 20─25%. Возможно, что отраслевой регулятор изменит условия ввода MNP, например, сделав его для абонента платным, как это произошло в Германии, где MNP особой популярностью не пользуется. В противном случае конкуренция на сотовом рынке может привести к общему для всех игроков заметному снижению доходности операторского бизнеса. Особенно если одновременно с MNP Мининформсвязи регламентирует правила работы виртуальных операторов и конкуренция в сегменте сотовой связи усилится еще больше, делает вывод «Коммерсант»
<b>Главная интрига</b>
Еще одной интригой ввода MNP станет выбор компании-регистратора номеров. По словам члена рабочей группы по MNP, директора по новым технологиям ТELE2 Василия Левчика, кто именно будет осуществлять перевод номеров, пока не определено. Однако все аналитики называют только одну компанию, которая на сегодня наиболее технически готова к такой работе - это "Межрегиональный Транзит Телеком" (МТТ), который осуществляет пропуск сотового трафика по территории России и имеет соединения со всеми сотовыми операторами. Сами представители МТТ тоже никогда не скрывали своего интереса к этому проекту. Однако МТТ ассоциируется рынком с "Системой Телеком" и группой так называемых петербургских связистов. У каждого из этих инвесторов есть свои сотовые операторы - "Мобильные ТелеСистемы" и "МегаФон" соответственно. Поэтому если функция регистратора достанется МТТ, то деньги на сохранении номера, по сути, будут зарабатывать прямые конкуренты второго по величине оператора России - "ВымплеКома". "МТТ - зависимая от наших конкурентов компания, и мы будем настаивать на том, чтобы ей не досталась эта функция", - заявил первый вице-президент ОАО "ВымпелКом" Николай Прянишников. Любопытно, что в Финляндии и Швеции компании-регистраторы учреждены действующими на территории этих стран сотовыми компаниями.