Девелоперы займутся фитнесом

Быстрорастущий и емкий рынок фитнес-услуг привлекает представителей различных видов бизнеса. Первыми начали диверсифицировать бизнес строительные компании.

Довольно крупный московский девелоперский концерн "Крост" начал строительство собственной сети фитнес-клубов Else Club. Эксперты рынка считают, что "Крост" пытается диверсифицировать бизнес из-за стагнации на рынке жилой недвижимости. "Продажа квартир приносит одноразовую прибыль, а фитнес-центры - постоянную",- говорит эксперт консалтинговой компании ProFinanceService Алексей Мелков. <br><br><b>Место есть</b><br>«Уже сейчас многие инвесторы, застройщики обратили свое внимание на фитнес-индустрию, предполагая получение быстрых и высоких дивидендов с этого вида деятельности. В ближайшее время на рынке появится много клубов для продажи», - считает Ирина Кабановская, генеральный директор РГК "Планета Фитнес СПб".<br>В индустрии развлечений фитнес считают самым прибыльным бизнесом: вложения окупаются через год-два, а ежегодная прибыль клуба достигает $4-5 млн. Некоторые косметическо-оздоровительные процедуры в элитных московских салонах стоят порядка $1 тыс. в день.<br>Участники рынка фитнес-услуг считают, что место на рынке еще есть. По данным исследовательского агентства Magram Market Research, емкость российского рынка спортивных услуг - около $250 млн. в год, из них 150 млн. приходится на московский рынок.<br>По оценкам владельцев оздоровительных центров, число клиентов фитнес-клубов ежегодно увеличивается на 20-30%.<br><br><b>Спортивный город</b><br>Петербургский рынок считается самым развитым региональным рынком фитнес-услуг. За последние годы здесь открылось около десяти приличных многопрофильных клубов.<br>Крупнейшими фитнес-клубами являются "Нептун" в составе бизнес-центра "Нептун", сети клубов "Планеты фитнес" и SportLife, "Фитнес палас", "СК Галактика", "Грифон", "Геркулес", Red Devil, Ultimate, "Фитнес-центр А. Вишневского", "Адмиралтейский", "Кентавр".<br>Площадь самого крупного спортивного фитнес-комплекса "Нептун" составляет 6 тыс. кв. м. Маленький, но известный фитнес-клуб "Женский клуб" на Васильевском острове имеет всего лишь один спортивный зал площадью 100 кв. м, где стоят шесть тренажеров и проводятся аэробные тренировки.<br>Поскольку платежеспособных клиентов не так много, клубы активно конкурируют между собой, что уже привело к снижению цен: самый дорогой годовой абонемент в среднем ценовом сегменте стоит около $900, при этом вполне реально найти абонемент и за $200-400. Абонемент на месяц в зависимости от класса клуба стоит от $30. Наиболее популярны в Петербурге центр "Озерки-фитнес" и комплекс "Нептун" на Обводном канале. В них абонемент на месяц стоит 6900 рублей ($217). Центр "Нептун" считается семейным клубом. В Петербурге есть и фитнес-клубы только для женщин, которые следят за здоровьем ("Мисс Евросиб"). Здесь занимаются гимнастикой, йогой, спортивными танцами, худеют по специальным методикам. Одно занятие в женском клубе (45 минут) стоит $35.<br>Петербург - второй город по количеству клубов сети "Планета Фитнес". Годовой абонемент в петербургском клубе "Планета Фитнес" в среднем стоит $750-800. <br><br><b>Элита требует средств</b><br>Цена выхода на рынок элитных фитнес-клубов была и остается достаточно высокой. Эксперты считают, что строительство фешенебельного клуба с бассейном в центре Петербурга обходится в $5-10 млн. Срок окупаемости, в зависимости от объема инвестиций и цен на услуги, также может оказаться немалым - от трех до семи лет. Несмотря на это когорта клубов категории "люкс" пополняется каждый год. Помимо базового набора услуг, такие центры предоставляют широкий спектр дополнительных удовольствий (индивидуальные тренировки, солярий, кардиотренажеры, некоторые - бассейн). <br>Понятно, что аудитория фешенебельных клубов достаточно ограниченна. По некоторым данным, лишь десятая часть петербуржцев имеют доходы выше средних (7-8% жителей города - от $500 до $1000 на члена семьи и еще 2-3% - свыше $1000). Потому еще несколько лет назад участники рынка были уверены, что спрос на дорогой фитнес удовлетворен на 70-80%, и до полного насыщения данного сегмента рынка требуется открыть еще 2-3 клуба. Время показывает, что прогнозы были излишне пессимистичны – петербургский рынок элитных VIP-клубов готов к дальнейшему развитию. <b>Скромные студии</b> Между тем фитнес завоевывает потребителя не только с большими доходами, но и, напротив, с весьма скромными. Около пяти лет назад в прежних, еще советских спорткомплексах, при бассейнах, а также просто в подвалах и на первых этажах жилых домов, начали открываться маленькие фитнес-центры, обычно называвшие себя "тренажерными залами" или "студиями аэробики". Их общее количество в городе сейчас перевалило за сотню. Часто ремонт, сервис и дизайн таких клубов оставляют желать лучшего, но минимальный набор услуг имеют все. В каждом таком заведении есть один или два зала (в одном установлены тренажеры для шейпинга, другой используется для занятий аэробикой, степом, латиноамериканскими танцами), раздевалки, душевые, иногда - сауна, массажный и косметический кабинеты. Появление клубов мини-фитнеса во всех районах города специалисты объясняют двумя причинами. Во-первых, нынешняя мода и рост доходов подстегнули тягу к здоровому образу жизни. Во-вторых, открытие мини-фитнес-центра не требует особых усилий и вложений: нужно арендовать подходящее помещение размером от 120 квадратных метров, сделать недорогой косметический ремонт и закупить простенькое оборудование. По мнению экспертов, организация небольшого фитнес-центра может обойтись в $30-50 тыс. Срок окупаемости для такого маленького предприятия, достаточно велик - два-три года. Основные клиенты таких клубов - женщины, которые привлечены близостью к дому и низкими ценами на услуги (от 100-150 рублей за час занятий). Однако дешевизна не гарантирует удобств: сервис оставляет желать лучшего, а время посещения фитнес-студий строго регламентировано. Поэтому, как только человеку позволяют средства, он стремится уйти в полноценный клуб, уверены специалисты. <b>Скромно и со вкусом</b> Поскольку бизнес сосредоточился на удовлетворении запросов элиты и наполнении рынка дешевыми фитнес-центрами, срединная ниша оказалась фактически не заполненной. Представителям петербургского среднего класса с месячным доходом от $150 до 500 на одного члена семьи (к этой категории относится примерно 25%) сейчас трудно найти клуб, отвечающий их запросам. Между тем, по мнению специалистов, спрос на фитнес-услуги среди именно этой части социума последние два года растет наиболее быстрыми темпами. Средний класс заинтересован в фитнес-центрах, близких к европейским стандартам: просторных (не менее 1500 кв. м), светлых, хорошо, но без излишеств отремонтированных, оснащенных современными тренажерами. В идеале они должны предлагать почти тот же спектр услуг, что и дорогие предприятия фитнеса, но по более доступной (за счет экономии на роскошном оформлении) цене. На первый взгляд, подобных центров в Петербурге немало. За последние годы в городе открылись около двух десятков функциональных современных клубов без лишней роскоши в дизайне: к ним относятся как некоторые центры, входящие в сети "Планета Фитнес", SportLife, "Галактика", так и одиночные (Fitnes Factory, "Грифон", "Геркулес", Red Devil, Ultimate, "Невский" и др.). Членство в них обходится несколько дешевле, чем в фешенебельных клубах. Заполнить образовавшуюся в процессе создания рынка брешь намерены фитнес-сети - наиболее динамично развивающиеся и остро чувствующие конъюнктуру. "Планета Фитнес", SportLife и "Галактика" заявили о своих планах строительства функциональных современных фитнес-центров в "спальных" районах города. "Центробежная" тенденция объясняется как желанием уйти от конкуренции с дорогими бизнес-клубами, заполнившими центр города, так и возможностью за счет более низких цен на покупку или аренду площади снизить цены на собственные услуги и предложить их клиентам, запросы которых наименее удовлетворены. Однако пустующая ниша фитнес-услуг будет заполняться весьма умеренными темпами: на строительство центра требуются значительные средства (в среднем от $1000 за квадратный метр) и времени (от 8 до 15 месяцев). <b>Миграции</b> Ускорить процесс создания фитнес-центров для среднего класса может перемещение предприятий из нижнего и верхнего в средний ценовой сегмент. В ближайшее время такие "миграции" вполне вероятны, поскольку конкуренция в верхнем сегменте рынка резко обострилась. Особо беспокоит петербургских продавцов спортивных услуг появление в Питере компании Reebok, одного из мировых лидеров этого бизнеса. Первый питерский клуб Reebok, который открылся на Сенной площади, предоставляет широкий перечень услуг - от обычных (более 40 видов аэробики, тренажерные залы, салон SPA) до таких нестандартных, как скалодром высотой в шестиэтажный дом, бассейн длинной 30 м, универсальный игровой зал. Кроме того, члены клуба имють возможность посещать фитнес-центры сети в любой точке планеты по клубной карте, а также приобретать товары Reebok с 10%-ной скидкой. Теперь готовятся к открытию еще два центра - первый из них (и второй в городе) площадью 3,7 тыс. м2 появится в начале 2006 г. в районе Автово в строящемся комплексе "Континент". Второй (1,5 тыс. м2) планируется открыть в парке водных развлечений при гостинице "Прибалтийская". "Для компании Reebok этот клуб - не столько бизнес, сколько "фишка" для укрепления имиджа, продвижения спортивных товаров. Петербургским спортклубам будет сложно спорить с таким конкурентом", - считает руководитель одного из питерских спортивных комплексов. <b>Клиенты с пеленок</b> У дорогих фитнес-клубов остается два пути. Первый - бороться за место в недлинном списке элитных предприятий, покупая самое современное оборудование, повышая уровень сервиса и квалификацию персонала, делать ставку на дальнейшее расширение системы льгот и бонусов для членов клуба. Впрочем, этот метод борьбы за клиента имеет естественные экономические пределы. Помимо этого клубы будут стремиться создать для своих членов психологически комфортную атмосферу. К примеру, группа компаний "Планета Фитнес СПб" развивает новое направление бизнеса - детские студии. Первый такой клуб - центр дошкольного развития "Знайка" – откроется в сентябре в клубе на Мебельной ул.. В планах компании создать сеть таких студий. "Сейчас это очень востребовано, особенно в спальных районах города. Кроме того, у компании уже есть опыт работы с детьми (организация детского клуба "Трали-Вали" внутри клуба), - говорит Марина Сорокина, директор-оператор ЗАО "Планета Фитнес СПб". В студии будет работать шесть кабинетов, гимнастический зал и детское кафе. "Знайка" ориентирован на клиентов 2-6 лет. Детей будут обучать навыкам счета, письма, рисования, готовить к школе. Руководители проекта рассчитывают, что в 2006 г. клиентами центра станут 100 детей. Общая площадь центра - 200 м2, персонал - 14 человек. Игроки рынка считают совмещение фитнес-центра с детской студией интересной, но малоприбыльной идеей. "Вряд ли проект будет прибыльным. Если удастся выйти на точку рентабельности - это уже успех. Возможно, основная цель "Планеты Фитнес" - диверсифицировать бизнес или выращивать своих клиентов с двухлетнего возраста", - говорит Борис Кузовкин, директор по продажам сети SportLife