Мобильные телефоны подорожают

С сегодняшнего дня сотовые операторы сокращают комиссионные вознаграждения дилерам за подключение новых абонентов. Дилеры, которые в результате потеряют около $1,1 млн в месяц, подозревают операторов в картельном сговоре...

С сегодняшнего дня сотовые операторы сокращают комиссионные вознаграждения дилерам за подключение новых абонентов.<br><br>Дилеры, которые в результате потеряют около $1,1 млн в месяц, подозревают операторов в картельном сговоре, и обещают подорожание сотовых телефонов на 5% и перераспределение своего внимания на продажу техники, а не услуг операторов.<br><br>В среднем размер дилерских вознаграждений сокращается 35-40% до $10 за наиболее востребованные на рынке тарифы операторов. В итоге наиболее высокие вознаграждения за «массовые» подключения на prepaid-тарифы сохранятся у ОАО «Санкт-Петербург Телеком» (торговая марка Tele2) – $12.<br><br><b>Возможен сговор</b><br>Председателя совета директоров группы компаний «Элиен» Алексея Гаккеля насторожило то, что уведомления о сокращении вознаграждения пришли от операторов почти одновременно. При этом размер вознаграждения за тарифы, предназначенные для конкретных групп потребителей был одинаковым у ОАО «МегаФон», ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «БиЛайн») и ОАО «Мобильные ТелеСистемы». <br>«Мы консультируемся с юристами о том, чтобы обратиться в антимонопольные органы с жалобой о возможном картельном соглашении, - сообщил он. – Такое единодушие операторов не может быть случайностью». <br><br><b>Ничего личного</b><br>Однако генеральный директор ОАО «Санкт-Петербург Телеком» Сергей Сухарев заявил, что никаких договор с другими операторами о снижении дилерских вознаграждений у него не было. Более того, Tele2 еще в начале марта первым выступил с инициативой снижения комиссионных, а после того, как и операторы «большой тройки» пошли на такой шаг, шведский оператор «скорректировал по рынку» свои предложения, вновь сократив дилерские отчисления.<br><br>«Мы сократили дилерские вознаграждения в соответствии с нашими бизнес-рассчетами, и тот уровень расходов на привлечение новых абонентов показался нас оптимальным, - сообщил директор петербургского филиала ОАО «ВымпелКом» Игорь Заруднев. – Лично я никаких картельных соглашений не подписывал».<br><br>Директор ИАА “Неделя сотовых технологий” Денис Кусков считает, что снижение операторами комиссиионных логично и ожидаемо. “Средний доход от одного абонента падает, и операторам приходится заботится о качественности своих баз”, - отмечает он.<br><br><b>Выживать за счет б/у</b><br>Игорь Хлопушин, директор компании «Арт-Телеком», которая владеет самой большой субдилерской сетью в городе (около 50 субдилеров), считает, что в результате апрельского снижения комиссионных как минимум 30 мелких салонов будут вынуждены закрыться.<br><br>«Те, кто совмещает наш бизнес с другими, те, у кого очень низкие накладные расходы и те, кто специализируется на продажах б/у телефонов, останутся на плаву, а те, кто рассчитывал только на новые телефоны и подключения абонентов, попадут в самую трудную ситуацию», - считает Игорь Хлопушин.<br><br><b>Продавцов переучат</b><br>Управляющий Северо-Западным филиалом компании «Евросеть» Константин Левин считает, что последствиями снижения дилерских вознаграждений станут отмены скидок на телефоны при подключении к операторам, которые в его сети достигали 10%. Кроме того, он пообещал «смещение фокуса внимания в сторону продажи товаров, а не услуг операторов». Это, по его словам, будет выражаться и во внимании продавцов, когда они будут объяснять свойства товаров, и в оформлении магазинов: место на полках будет перераспределено в пользу товаров, а не контрактов операторов.<br><br><b>Дилеры без дилерства</b><br>В Европе дилеры сотовой связи как таковые вообще практически не существуют – они были куплены операторами или выдавлены с рынка. Операторы самостоятельно распространяют свои контракты. Правда, при этом прирост абонентских баз европейских операторов происходит с гораздо меньшей скоростью, чем это наблюдается в России.<br><br>Отвечая на вопрос о том, возможно ли, что и в России в скором времени установится такая модель бизнеса, Константин Левин осторожно сообщил: «При дальнейшем снижении вознаграждения, наш интерес к продаже подключений упадет еще ниже». По его данным, в среднем по рынку комиссионные занимали до 50% от валового дохода дилеров. Теперь этот показатель сократится вдвое. <b>Операторы – сила!</b> В январе 2005 года, когда подобное сокращение комиссионных произошло для дилеров Северо-Западного региона, исключая Петербург и Ленинградскую область, ведущий аналитик агентства Mobile Research Group Эльдар Муртазин прогнозировал, что до конца года размер дилерских вознаграждений может упасть до $3 за контракт. Однако, Сергей Сухарев считает, что в нынешнем году операторы вряд ли пойдут на дальнейшее сокращение комиссионных. В том, что нынешнее сокращение сохранится до конца года уверен и Игорь Хлопушин, но и при более низких вознаграждениях большинство дилеров смогут удержаться на плаву за счет диверсификации бизнеса, считает он.