13:0030 ноября 200413:00
21просмотров
13:0030 ноября 2004
Дарья Рыжкова Видимо, не суждено алкогольному рынку в России стать цивилизованной отраслью...
Видимо, не суждено алкогольному рынку в России стать цивилизованной отраслью, с понятными собственниками, которые не боятся признаться в своей причастности к производству спиртного, с разумными маркетинговыми и рекламными планами и многими другими факторами, которые позволяют аналитикам, журналистам, инвесторам оценить уровень его развития и перспективы. Несмотря на усилия отдельных PR-служб и пресс-секретарей, алкогольный бизнес остается закрытой, и во многом по-прежнему криминальной отраслью. <br>Это доказывает скандальный случай с компанией «Евросервис» - крупнейшим дистрибьютором алкоголя в Северо-западном регионе. Компания, которая имела эксклюзивные договора со многими российскими заводами на распространение их продукции, практически остановила свою работу из-за конфликтов между новыми собственниками. <br><br><b>Пионер открытого рынка </b><br>Последние годы известный на алкогольном рынке Максим Черниговский, дважды покидавший компанию «Евросервис» упорно пропагандировал открытость алкогольного рынка Петербурга, и самого «Евросервиса». Он даже создал некоммерческую организацию - Клуб профессионалов алкогольного рынка, который был призван помогать участникам решать лоббировать их интересы в Смольном, совместно решать вопросы рекламы и продвижения продукции, уплаты акцизов и другие проблемы. <br>И символично, что именно эта компания оказалась в центре конфликта, связанного с криминальным переделом собственности. Максим Черниговский одним из первых покинул компанию (при этом даже по истечении двух месяцев он не сообщил ни одному из знакомых журналистов, которых приглашал на многочисленные вечеринки «Евросервиса» и клуба, о том, что происходит в компании). <br>Примечательно еще и то, что лица, которые, по сути, лишили президента компании Дмитрия Хорошева его бизнеса, не появились вдруг, а долгие годы существования «цивилизованной» компании участвовали в бизнесе. Представитель компании «Евросервис» спокойно заявил корреспонденту «ДП»: «Всем известно, что нашу компанию «крышевали» менты». Корреспонденту это ранее было неизвестно. <br>После этого можно уже не удивляться случившемуся скандалу с «Евросервисом». Дмитрий Хорошев сам признался, что совершил менеджерскую ошибку, которая теперь привела к взрывам машин, пожарам на заводе, махинациям с акциями и искам поставщиков. <br><br><b>Принципы бизнеса</b><br>Вероятно именно благодаря тому, что «Евросервис» устами Максима Черниговского стремился быть открытой компанией, конфликт все-таки стал известен общественности. Можно представить, в каких условиях работают другие участники алкогольного рынка: как дистрибьюторы, так и производители. <br>Не удивительно, что новые собственники ликероводочного завода «Невский» более полгода не решаются сообщить об изменениях, произошедших на заводе, что крупнейший производитель «ЛИВИЗ» не может объяснить, на каких правах они строят завод в Красном Селе, когда распоряжение на стройку давно аннулировано, что водочный холдинг «Веда» получил непрофильную «яму» на Лиговском проспекте. <br>Есть и еще один интересный показатель развитости и открытости любой отрасли - наличие «надзирающего» органа в структуре администрации. Так, строителей курируют как минимум комитет по строительству, комитет по градостроительству и архитектуре, комитет по государственному использованию памятников. О развитии же алкогольного рынка традиционно осведомлены лишь антимонопольные службы, тщетно воюющие с рекламой спиртного.