Подрядчики подвели итоги госзаказа

Участники рынка высказались в пользу торгов

<B>Участники рынка высказались в пользу торгов</B><BR> СПб. В 2004 г. в Петербурге была запущена новая система горзаказа. По мнению специалистов, она очень сильно повлияла на процесс проведения торгов в дорожной отрасли. <P> По словам генерального директора ЗАО "Инвестконкурс" Александра Симановского, в 2003 г. ЗАО "Инвестконкурс" (организация, проводящая основное количество конкурсов по дорожному строительству) определило победителей на общую сумму контрактов 8,7 млрд рублей. По сравнению с 2002 г. объемы работ, выставляемых на торги, выросли в 1,5 раза. Конкуренция (количество претендентов на один контракт) составила в среднем 4,1 в 2003 г. по сравнению с 4,5 в 2002 г. Некоторое снижение средней конкуренции вызвано увеличением количества проектных работ.<BR> Экономический эффект от выбора победителей при проведении конкурсов в 2003 г. составил по дорожным работам в СПб и на КАД -- 17,7% от стартовой цены по сравнению с 16,2% в 2002 г.<BR> Сокращение сроков строительства в конкурсах относительно требований заказчиков составило 7,2% в 2003 г. по сравнению с 9,2% в 2002 г.<BR> <B>Лидеров нет</B><BR> Увеличение гарантийного срока относительно требований заказчика составило в 2003 г. 18%, что меньше, чем в 2002 г. (77%). Но в первую очередь это вызвано резким повышением требований со стороны заказчиков. Среднее значение гарантийного срока составило в 2003 г. 47,3 месяцев, а в 2002 г. -- 36,9 месяцев. Рост гарантийного срока составил 28%.<BR> По словам Александра Симановского, пока рано говорить о лидерах производства дорожных работ 2004 г.<BR> "Итоги основных дорожных конкурсов еще не подведены.<BR> Новая система госзаказа немного затормозила процесс проведения конкурсов, в первую очередь, было задержано их активное объявление. Задержка конкурсов без квалификационного отбора произошла не более чем на 1 месяц, по конкурсам с квалификационным отбором -- гораздо больше", -- говорит он.<BR> В настоящее время после задержки на несколько месяцев активно проводятся торги на дорожные работы. <P> <B>есть мнение</B><BR> Семен Супоницкий, заместитель генерального директора ЗАО "Институт "Стройпроект" :<BR> "Пока трудно давать оценку эффективности работы новой системы горзаказа, так как любая новая система имеет неточности и вызывает много вопросов. Однако есть принципиальный момент, который снижает эффективность размещения госзаказа на проектные и строительные работы в дорожно-мостовой сфере. Сейчас в конкурсных комиссиях мало специалистов дорожного строительства. Решения в основном принимают чиновники. Соответственно, выбор победителя осуществляется только на основании стоимости работ, а выбор исполнителя таких технически сложных работ только по денежному признаку редко верен. Можно выбрать более дешевый проект, не учитывающий моменты, которые приведут либо к серьезному удорожанию работ, либо к снижению долговечности сооружений". <P> Игорь Мельников, заместитель генерального директора ЗАО "ВАД":<BR> "Для того чтобы улучшить ситуацию, необходимо, во-первых, перейти на нормальную систему торгов. Сейчас критерием отбора подрядчиков является цена, а не качество производимых работ. Проектная организация при разработке проекта на основе нормативных документов называет стоимость его реализации, а подряд получают те компании, которые могут на 15% снизить эту стоимость. Естественно, это отражается на качестве работ. Во-вторых, заказчик должен стремиться к 7-летнему гарантийному сроку на асфальтированные дороги. Если гарантийный сок будет увеличен до 7 лет, то через 7-8 лет мы будем иметь идеальные дороги по всему городу при нынешних объемах финансирования. Это следует из того, что в Петербурге всего 55 млн м2 дорожных покрытий". <P> Александр Инденбом, первый заместитель главного инженера ООО "Дорсервис":<BR> "Что касается распределения госзаказа среди проектировщиков, то очень большой ошибкой является то, что тендеры на разработку проектов и рабочей документации проводятся отдельно, соответственно, проект делает одна проектная организация, рабочую документацию может выиграть другая. Например, мы разрабатывали рабочую документацию для строительства обхода Выборга, соответственно, нам пришлось изменить проектные решения, заложенные в проекте. Еще одной ошибкой является то, что новая система госзаказа основана только на желании сэкономить бюджетные средства. Есть организации, которые дают цену проектирования в 2 раза дешевле, соответственно, разрабатывается плохой проект, который может серьезно увеличить стоимость строительства. Экономить на проектных работах, которые составляют максимум 5% от общей стоимости строительства, нецелесообразно".