00:0028 мая 200400:00
69просмотров
00:0028 мая 2004
Русский Крупп сделал имя на бракованных английских рельсах
<B>Русский Крупп сделал имя на бракованных английских рельсах</B><BR>
СПб. Николая Ивановича Путилова любят именовать русским Круппом, создателем новой отечественной металлургии или на худой конец гениальным менеджером.
<P>
Однако если разобраться, то Путилова можно смело назвать отцом отечественного PR. Благодаря блестяще проведенной PR-акции русский бизнесмен одним махом не только завоевал доверие заказчиков, но и уничтожил иностранных конкурентов.<BR>
<B>Вагонные споры</B><BR>
В России с дорогами всегда было не так чтобы очень. Во второй половине XIX века эту ситуацию решили изменить в первую очередь за счет дорог железных. Дело было за малым -- были нужны рельсы. За отсутствием собственной продукции удовлетворительного качества рельсы приобретали в Англии и Бельгии. Импортный стальной прокат традиционно славился высоким качеством, однако зимой 1867-1868 гг. в рельсах в массовом порядке стали возникать дефекты. В итоге на главной магистрали страны -- Николаевской железной дороге -- сложилась катастрофическая ситуация. Выяснилось, что иностранные рельсы не выдерживали даже сравнительно слабые холода.<BR>
В ответ Николай Путилов сделал российскому правительству предложение о возможности изготовления под его началом "русских рельсов, прочных и способных выдерживать сильные морозы". И выдвинул при этом лишь одно условие -- продажу ему государственного Кронштадтского железоделательного и сталеплавильного завода, находящегося на Петергофском тракте. Николай Иванович к тому времени имел большой опыт работы на крупных металлургических заводах и участвовал совместно с Обуховым в строительстве сталелитейного завода.<BR>
Присмотренный Путиловым заводик все время лихорадило, и на нем никак не могли наладить производство. Учитывая эти обстоятельства, Александр II дал распоряжение на продажу. 12 января 1868 г. была оформлена сделка, а 18 января завод начал выпуск рельсов.<BR>
Что русскому хорошо...<BR>
Для того чтобы запустить завод в жестко заданные сроки, предприниматель решил использовать в качестве материала дефектные английские рельсы.<BR>
Первые рельсы новый завод изготовил всего за 2 недели. Но стоящие у власти скептики не могли поверить тому, что "русские" рельсы могут быть лучше английских. И тогда Николай Иванович организовал блестящую PR-акцию. Испытания рельсов состоялись 3 февраля 1868 г. в солнечный морозный день. Прочность проверялась с помощью "бабы" копра при температуре -15 С0. За происходящим наблюдала высокая комиссия во главе с министром путей сообщения. Один из случайно выбранных путиловских рельсов был установлен горизонтально на две подставки. При ударе "бабы" с высоты 19 футов (5,7 м) по центральной части рельс только погнулся. После этого рельсы накаливали добела и опускали в снег. Однако даже при тщательном осмотре дефектов не обнаружилось. "Давай английский", -- скомандовал Путилов. "Бабу" сбросили с высоты 6 футов (1,8 м), т.е. в 3 раза меньше, чем в первом случае с петербургским рельсом. Однако "англичанин" сломался с первого удара.<BR>
15 октября 1868 г. Путилов еще раз с успехом повторил эксперимент. На этот раз рельсы испытывали персонально для председателя Государственного совета генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича. "Иллюстрированная газета" 14 ноября 1868 г. по этому поводу писала: "Нужно ли говорить о том отрадном чувстве, какое испытывала русская публика при таком очевидном превосходстве рельсов русского производства перед иностранными?"