00:0023 апреля 200400:00
8просмотров
00:0023 апреля 2004
Зал БДТ впервые стал подобием камерных сцен
<B>Зал БДТ впервые стал подобием камерных сцен</B><BR><br>СПб. Пьеса Майкла Фрейна "Копенгаген" отчасти наследует традиции знаменитой "Аркадии" Тома Стоппарда.<br><P><br>И там, и там мудреные аспекты точных наук парадоксальным образом помогают лучше разобраться в философии жизни.<BR><br>Принцип неопределенности, открытый одним из героев "Копенгагена", становится универсальным ключом, с помощью которого в спектакле Темура Чхеидзе конструируют события пьесы.<BR><br><B>Пустое пространство</B><BR><br>"Изменчивые тени" физика Нильса Бора (Олег Басилашвили), его жены Маргрет (Мария Лаврова) и Вернера Гейзенберга (Валерий Дегтярь) восстанавливают события единственного и судьбоносного осеннего дня 1941 года. Сцена освобождена от бытовых деталей, по огромному полукругу экрана-задника плывут облака, сообщая событиям того дня в Копенгагене почти космический масштаб. Зал БДТ им. Г.А. Товстоногова впервые стал подобием камерных сцен, на которых обычно и производятся опыты интеллектуального театра: ложи ярусов и задние ряды партера перекрыты, отчего знакомое театральное пространство выглядит непривычно пустовато.<BR><br><B>Принцип неопределенности</B><BR><br>Зачем Гейзенберг осенью 1941 года приехал в Данию к своему другу и учителю Нильсу Бору? Поисками ответа на этот вопрос и заняты три персонажа спектакля. Цена той короткой беседы -- атомная бомба. Творческое озарение чревато ядерным грибом. Четыре раза за спектакль учитель и ученик распахивают объятия: радостно, вежливо, отчужденно, устало. Версии множатся. Работающий на Гитлера Гейзенберг приехал к Бору в целях примитивного шпионажа, чтобы выяснить, чего удалось добиться американцам, с которыми есть связи у антифашиста Бора. Ученик приехал к учителю, чтобы выйти из научного тупика. Он приехал, чтобы разрешить моральную проблему ответственности ученых за возможные катастрофические последствия их открытий и создать "заговор физиков" против кровожадных мировых правительств. Каждая версия порождает "цепную реакцию" новых мотиваций. Принцип неопределенности становится настоящим кладезем драматических ситуаций, находить выход из которых -- достойная задача для мастеров БДТ.