00:0029 марта 200400:00
8просмотров
00:0029 марта 2004
СПб. Из всех участников дорожно-транспортных происшествий в самом невыгодном положении оказываются владельцы новых и очень старых автомобилей.
СПб. Из всех участников дорожно-транспортных происшествий в самом невыгодном положении оказываются владельцы новых и очень старых автомобилей.
<P>
Именно эти категории автовладельцев могут в итоге получить от страховых компаний суммы, которые не покроют стоимость восстановительного ремонта. Прежде всего это касается владельцев иномарок.<BR>
Таковы особенности российского законодательства, по которому проводится оценка материального ущерба от ДТП.<BR>
По сложившейся в России традиции убыток возмещают с учетом износа автотранспортного средства. Общая закономерность здесь такова: чем старше машина, тем меньше денег на ее ремонт достанется пострадавшему от страховой компании, которая продала полис виновнику ДТП.<BR>
В Европе, например, при расчете ущерба износ автомобиля во внимание не принимается. Впрочем, по дорогам Германии или Франции не бегают такие старые автомобили, как по дорогам России.<BR>
<B>Проценты</B><BR>
Согласно "Методическому руководству по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния", принятому Правительством России в 1998 г., остаточная стоимость машины рассчитывается исходя из года выпуска и пробега.<BR>
Также на износ влияет район, где эксплуатируется автомобиль. Одно дело деревня и совсем другое -- мегаполис. В городе износ больше.<BR>
Так, в Петербурге старение машины при пробеге в год от 20 до 30 тыс. км составляет около 8% в год. То есть к 6 годам эксплуатации он будет стоить меньше половины цены. И это при том условии, что за это время машина не побывала в авариях и не имеет повреждений. Если машина поцарапана, ее стоимость будет еще ниже.<BR>
На практически новый автомобиль на гарантии, не требующий ремонта или замены каких-либо частей, может начисляться износ от 10 до 30%.<BR>
<B>Новый как старый</B><BR>
Рыночная стоимость деталей для автомобиля до 3 лет практически всегда будет выше оценочной. Потому что недорогие запчасти можно найти на разборке. А там 3-годовалых машин почти нет.<BR>
Например, если на новой иномарке разбит фонарь, то потерпевший может рассчитывать на компенсацию в размере от 70 до 90% от стоимости нового фонаря у дилера. Именно дилерские цены оценщики берут за основу в своих расчетах. И начисляют на них износ. В общем, придется доплачивать.<BR>
<B>Старый как новый</B><BR>
Иная история происходит со старыми машинами -- старше 10-15 лет. На них начисляется износ свыше 70%. Хотя согласно здравому смыслу понятно, что машина с таким износом вряд ли с места двинется. Как правило, владельцы старых авто за годы эксплуатации заменили и отремонтировали все что можно, поменяв старые запчасти на новые.<BR>
Чтобы не потерять деньги, оценщики рекомендуют автовладельцам брать и сохранять документы, подтверждающие факт покупки и замены старых деталей автомобиля на новые, а также капитального ремонта двигателя, кузова.
<P>
<B>есть Мнение</B><BR>
Елена Растворова, начальник отдела рассмотрения претензий ЗАО "Страховое общество "Прогресс-Нева":<BR>
"Из тех случаев, когда потерпевший самостоятельно выбрал оценщика и провел экспертизу, примерно в 10% случаев возникают разногласия по сумме ущерба.<BR>
Страховая компания предлагает пересмотреть калькуляцию. Если потерпевший откажется, то неоспариваемую часть он получит сразу, а по поводу оспариваемой ему придется подавать в суд на страховую компанию.<BR>
В суде страховщик ходатайствует о проведении судебной экспертизы. По нашей статистике, в подавляющем большинстве случаев сумма калькуляции судебной экспертизы меньше или равна сумме калькуляции экспертизы, которую представил потерпевший".
<P>
Дмитрий Кошелев, заведующий отделом автотовароведческих исследований Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы Министерства юстиции РФ:<BR>
"Обычно расхождение в сумме ущерба между тем, что делаем мы и рассчитывают коммерческие фирмы, небольшое -- около 10%. В принципе расхождение может быть обусловлено изменением цен на момент производства экспертизы у нас: цены на услуги и запчасти выросли.<BR>
Бывают расхождения в расчетах. У нас принята своя методика. По ней износ (до 20%) на новые автомобили (до 3 лет) не применяется. Это связано с тем, что на такие автомобили достаточно сложно найти детали на разборках, и не оригинальных тоже нет. Но в тех методиках, которые использует большинство коммерческих фирм, такого положения нет. И они начисляют износ на новые автомобили".