Отойти, чтобы вернуться

Взгляд собственника, отошедшего от текущего управления, меняется

Взгляд собственника, отошедшего от текущего управления, меняется<BR> Дмитрию Кунису и Юрию Иоффе, собственникам ООО "Генподрядная компания СТЭП", пришлось отойти от текущего руководства и пригласить наемных менеджеров. <P> Компания динамично развивалась, оборот ежегодно удваивался, но вместе с репутацией и заказами появилось осознание, что если выпустить из рук хотя бы одну нить, то случится непоправимое.<BR> "Наша жизнь нам не принадлежала. Мы решали почти все. Семье, детям доставались объедки с барского стола, -- рассказывает Юрий Иоффе, вице-президент ООО "Генподрядная компания СТЭП". -- Проблема стандартна. Нужен наемный менеджмент, нужно делегировать полномочия". <P> <B>Реальные изменения</B><BR> В 1999 г. в компании было принято решение: провести реструктуризацию и нанять профессиональных управленцев. Менеджер со стороны может более жестко, без оглядок на сложившиеся стереотипы и связи проводить реальные изменения. "Это позволило думать о стратегии, ориентироваться на более долгосрочные цели. Невозможно фокусироваться одновременно на текущем и дальнем. И взгляд собственника, отошедшего от текущего управления, меняется. Когда сам ставишь цели и сам их исполняешь, себе прощаешь ошибки. Ну достиг определенного результата, ну ведь не совсем завал. Примерно представляешь, куда идешь, и ладно. А когда другому человеку надо объяснить, куда мы движемся, к каким показателям, какие измеримые цели, какие средства. Вынужден точно все взвесить, измерить, спрогнозировать, -- признается Юрий Иоффе. -- Собственники не отдают рычаги управления, потому что им самим нравится рулить. Они нанимают директоров, а главные решения, если не все, принимают сами. Они разгружают себя, но не слишком. В принципе, люди, которые не хотят отпускать бизнес, никогда его не отдадут. Мы пошли другим путем". СТЭП позиционирует себя как компания-дирижер. Для современного бизнеса это излишне интеллигентный образ, но он работает. Возможно, на стройке ощущается дефицит интеллигентности. <P> <B>Базовый элемент</B><BR> Юрий Иоффе признается, что услышал это от своих клиентов: "Мы и сами все можем, но нам нужен дирижер. Мы анализировали потребности наших клиентов, сформулировали это и получили обратную связь, что попали в цель. Это точно выбранное направление, это идеология". Многие вещи, которые казались понятными при ежедневном общении, стали нуждаться в вербализации, в переносе на бумагу, когда собственники отошли от ежедневного управления. "По мере роста появлялись люди, которые с нами не работали, а общались с нашими менеджерами, и представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо, стали размываться. Мы создали "базовую концепцию", где прописали основные принципы работы компании", -- говорит Юрий Иоффе. <P> <B>В ином качестве</B><BR> Собственники обрели свободу, которая, как оказалось, стоит действительно дорого. Темпы развития снизились. В прошлые годы компания удваивала оборот. В минувшем рост составил 30%. За 2003 г. освоено около $20 млн. "Да, какие-то показатели снизились, да, кто-то рулит хуже нас, но ведь возможна замена. Сейчас мы расстались с директором. Но мы действительно осознали себя собственниками. Теперь мы иначе подходим к запуску проекта, участвуем на старте для придания начального ускорения, постановки целей, но для конкретных решений все же нанимаем менеджеров", -- говорит Юрий Иоффе.