00:0015 декабря 200300:00
30просмотров
00:0015 декабря 2003
Российские коммерсанты признают, что бизнес-образование -- один из способов инвестирования в развитие фирмы. Тенденции на отечественном рынке бизнес-школ свидетельствуют, что российские руководители понимают это все лучше и готовы платить за свое обучение
<BR><BR>Российские коммерсанты признают, что бизнес-образование -- один из способов инвестирования в развитие фирмы. Тенденции на отечественном рынке бизнес-школ свидетельствуют, что российские руководители понимают это все лучше и готовы платить за свое обучение и за обучение подчиненных.<BR><BR>Дмитрий Павлов,<BR>директор по маркетингу Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП):<BR>"Мотивы пойти учиться определяются занимаемой потенциальным студентом позицией в компании, размером бизнеса, формой собственности и отношением слушателя к собственности компании, возрастом и опытом руководящей работы, а также степенью участия руководства компании в принятии решения о поступлении слушателя на МВА.<BR>Если 40-летний генеральный директор российской корпорации на первое место ставит мотив "выйти на новый уровень понимания бизнеса", то для 27-летней слушательницы -- главы небольшого представительства западной компании главное -- "получить новые знания". А 29-летний владелец средней по масштабам компании ставит во главу угла "восполнение дефицита общения, знакомство с интересными людьми, обретение новых друзей". Часто мотивом поступления слушатели, чье обучение оплатила компания, называют "выполнение требований руководства".<BR><BR>Владимир Обжигин,<BR>генеральный директор ЗАО "ЛАНК":<BR>"Поддержание современного уровня знаний персонала -- это вложение в будущее компании. В нашей компании обучаются в основном сотрудники бухгалтерии, менеджмент и технический персонал, включая инженеров.<BR>Наиболее дорого обходится обучение менеджмента и инженерного состава -- до 30 тыс. рублей в год. Всего на различные виды образовательных программ мы тратим около 150 тыс. рублей в год.<BR>Мы стараемся создать работнику такие условия, чтобы он не хотел покинуть фирму после прохождения обучения. Через какое-то время после прохождения обучения повышается зарплата. За это время сотрудник должен продемонстрировать те знания и навыки, которые он получил в процессе учебы".<BR>Сергей Замуруев,<BR>специалист отдела организационного развития дирекции по работе с персоналом, ОАО "ВымпелКом":<BR>"Бюджет на обучение персонала составляет несколько миллионов долларов США в год. У нас есть несколько основных направлений обучения: профессиональное (для инженеров, бухгалтеров, ИТ-специалистов, специалистов по обслуживанию и т.п.), развитие управленческих компетенций (для руководителей) и обучение навыкам межличностного взаимодействия (проведение переговоров, взаимодействие с клиентами и т.д.).<BR>Количество и стоимость тренингов зависит, скорее, не от позиции, которую занимает сотрудник, сколько от его должностных обязанностей и целей, которые ставит перед сотрудником компания. Так, даже рядовые инженеры часто должны проходить тренинги в учебных центрах производителей сетевого оборудования за рубежом.<BR>Кроме прямых расходов на тренинги есть и другие. Так, компания инвестирует в развитие системы электронного обучения eLearning (общие расходы на внедрение этой системы достигли $250 тыс.).<BR>Эта система позволяет учиться прямо на рабочем месте, в ней есть интерактивные уроки и тесты -- иными словами, это не чтение книжек с экрана.<BR>Недавно мы начали развитие программы обмена опытом, в которой самые опытные сотрудники, в частности, те, кто занимается обслуживанием клиентов (из абонентской службы, офисов продаж), будут уделять примерно 30% своего рабочего времени обучению других работников компании, как в своем городе, так и в других городах.<BR>Если сотруднику для выполнения своих обязанностей нужно пройти дорогой тренинг, который стоит больше определенного процента его годовой зарплаты, сотрудник должен после обучения отработать в компании некоторое время. Если он уволится раньше, часть стоимости тренинга придется возместить.<BR>Это оговорено политикой по обучению, перед тренингом сотрудник подписывает дополнительное соглашение в рамках трудового договора.<BR>Безусловно, после некоторых видов обучения сотрудник сможет принять большую ответственность, в том числе получить повышение по службе и так далее, но "после" -- не всегда значит "вследствие". Повышение зарплаты связано, как правило, с тем, насколько сотрудник смог использовать полученные знания для улучшения своих результатов и результатов компании".<BR><BR>Александр Хомяков,<BR>директор по маркетингу и рекламе ООО "Кей":<BR>"Компания тратит значительные средства в год на обучение и тренинги персонала, сопоставимые с затратами на рекламу. Затраты на обучение мы считаем даже более эффективными, чем рекламные расходы. Все-таки на 50% продажи зависят не от цен, конъюнктуры рынка и рекламы, а от персонала: насколько грамотно продавцы могут объяснить и убедить покупателя.<BR>Раз в год все продавцы магазинов выезжают на загородный тренинг с психологами (это несколько сот человек). Менеджеры и администраторы магазинов проходят обучение в школе бизнеса Открытого Британского университета (представитель в России -- ЛИНК) по курсу МВА.<BR>Эффективность обучения менеджеров очевидна -- переход на более современные методы управления и организации бизнеса, и, самое главное, многие менеджеры, по крайней мере, говорят на одном языке".<BR><BR>Владимир Кожевников,<BR>директор департамента прикладных систем ЗАО "Компьютерные системы "Акрополис":<BR>"В связи с тем, что за этот год штат компании значительно увеличился, затраты на обучение персонала выросли как минимум в 1,5 раза -- до 1% от оборота. Как правило, в начале года мы планируем все же не сумму затрат, а количество и качественный уровень образовательных мероприятий. Так как мы работаем в высокотехнологичной сфере системной интеграции, регулярное обучение технических специалистов, управленческих кадров и сотрудников департамента продаж является жизненно необходимым.<BR>Согласно требованиям по авторизации компания, являющаяся партнером вендора, проводит сертификацию своих специалистов. Регулярно сертифицированный специалист сдает экзамены, подтверждающие его профессиональный статус и владение продуктом".