Рынок соков снижает темпы, но сохраняет привлекательность

Иностранцы вкладывают в производство, надеясь на долю рынка

<BR><BR><B>Иностранцы вкладывают в производство, надеясь на долю рынка</B><BR>При сравнительно небольшом потреблении соков, нектаров и соковых напитков в России отечественный соковый рынок постепенно снижает динамику.<BR><BR>Если в 2001 г. он вырос более чем на 40%, то в этом году операторы говорят всего о 20%. А в 2004 г. темпы развития рынка снизятся до 10%.<BR>Но если посмотреть прирост в абсолютных цифрах, то из года в год он практически не меняется и составляет примерно 300 млн л (см. график).<BR>"Несмотря на замедление темпов роста, до предельного насыщения и стагнации рынка еще достаточно далеко, -- комментирует директор по маркетингу ООО "Троя-Ультра" Ирина Тимофеева. -- Причем основной потенциал, с нашей точки зрения, заключен не в мегаполисах, где потребление и сейчас достаточно высоко, а в регионах, где культура потребления соков только начинает развиваться" (см. "ДП" №54/03, www.dp.ru).<BR><B>Иностранцы</B><BR><B>еще платят</B><BR>Кроме замедления темпов развития производители соков отмечают усиление конкурентной борьбы между российскими игроками и возможную в ближайшем будущем активизацию на рынке иностранных производителей. Интерес зарубежных компаний основан на том, что российский соковый рынок является одним их самых быстрорастущих в российской пищевой отрасли.<BR>Некоторые европейские игроки уже заявили о желании работать в России. Так, германская компания Ehrmann наряду с молочным направлением намерена развивать и соковое. С ноября 2003 г. Ehrmann начала разливать соки под торговой маркой "Услада" на петербургском предприятии своих соотечественников -- германской компании Eckes-Granini, с 2001 г. выпускающим в России соки под марками Granini и Marli. Более крупный игрок международного рынка -- PepsiCo -- собирается также выйти на российский соковый рынок со своей ТМ Tropicana, сок которой будет разливаться на новом подмосковном заводе ООО "Нидан-Фудс".<BR>"Сейчас для зарубежных инвесторов главное -- не упустить момент, поскольку темпы роста рынка замедляются, конкурентная борьба ожесточается, позиции российских производителей набирают все большую силу, -- комментирует намерения иностранцев Ирина Тимофеева. -- Стоимость выхода на рынок через 2 года будет намного выше, чем сегодня".<BR><BR>Все-таки поздно...<BR>Однако представители ведущей четверки уверены, что с приходом иностранцев в российский соковый бизнес существенно ничего не изменится. "На региональные рынки они еще могут выйти, -- считает начальник отдела маркетинга ЭКЗ "Лебедянский" Сергей Игнатьев. -- Если говорить об игре на национальном рынке, то тут все уже поделено".<BR>То есть максимум, на что могут рассчитывать зарубежные компании, разливающие свои соки на российских предприятиях, это борьба за те 20%, которые принадлежат региональным производителям. Но тут в игру вступает ценовой фактор. Поскольку основной спрос на региональных рынках приходится на соки низшей и средней ценовой категории (до 25 рублей/л), то иностранцы вряд ли смогут занять существенную долю в регионах с продукцией, позиционирующейся в среднем, верхнем и премиальном сегментах.