Фарфоровые женщины предпочтительнее фарфоровых мужчин

"Красавица ты моя", -- нежно сказала одна женщина другой и блестящим скальпелем отсекла ей половинку носа.

"Красавица ты моя", -- нежно сказала одна женщина другой и блестящим скальпелем отсекла ей половинку носа.<BR><BR>Коррекцию лица фарфоровая статуэтка перенесла, как и подобает, стоически. Ольга Щербакова -- член Союза художников России и единственный в Новгороде, а может быть, и на всем Северо-Западе мастер, которая в одиночку занимается изготовлением и продажей фарфоровых статуэток, или как она сама их любит называть -- кукол.<BR><BR><B>Обходной маневр</B><BR>По словам владельцев столичных арт-галерей, законодателями во вкусовой и ценовой политике на хрупкие игрушки выступают московские клиенты, готовые платить за статуэтку начала XX века от $1000. Однако подлинных шедевров осталось мало, чтобы удовлетворить растущий спрос. На помощь приходит ручной новодел, который, в зависимости от качества, продается за $200-300.<BR>В отличие от фарфора, керамикой занимаются многие художники и частные предприниматели. "Дело в трудностях технологического характера. Фарфор завязан на производстве больших заводов, а керамика позволяет пользоваться муфельными печами, которые работают на электричестве и доступны большинству художников", -- объясняет Ольга Щербакова, одновременно формируя фигуры четырех русских красавиц, которые войдут в новую фарфоровую коллекцию.<BR>Сама Ольга "трудности технологического характера" обходит очень хитро, находя подходы к источникам ресурсов -- фарфоровой массе и печи для окончательного обжига. "Фарфоровая масса -- очень сложное собрание ингредиентов, в домашних условиях ее сделать невозможно, да и иметь в мастерской печь с температурой накала около +1500шС и специальным обдувом не позволяют бытовые условия. Все это есть только на заводах по производству фарфоровых изделий", -- объясняет Ольга.<BR>В результате художница договаривается с предприятием в Чудово, называвшимся в свое время "Красный фарфорист".<BR>Ольга признается, что там на просьбу разместить для обжига десяток-другой авторских работ смотрят как на забаву. "В провинциальной России не сформирована присущая Западу система агентов, которые бы заботились о материалах и заказчиках, -- говорит Ольга Щербакова. -- Потенциальные приобретатели статуэток находятся на выставках, а вот сырье приходится брать, где дадут".<BR>В среднем на коллекцию из 10-20 кукол требуется не больше 10 кг массы. А вести переговоры Ольге порой помогают сами клиенты. Как правило, коллекционеры -- люди не бедные и со связями, за желанное приобретение могут договориться и с целым заводом. Легче всего это получается у заказчиков в лице областной администрации, которые любят дарить гостям символы земли русской, в частности, фарфоровых женщин в национальных костюмах.<BR><BR><B>Нетехнологичные мужчины</B><BR>Фарфоровыми куклами Ольга занимается уже 15 лет, причем обучилась она технологическим тонкостям самостоятельно.<BR>На изготовление одной коллекции уходит до 3 месяцев, начиная от поиска идеи костюмов и заканчивая обжигом. Всего же за год мастер успевает реализовать до 30 кукол. Фарфор -- очень капризный материал, боится сквозняков и предпочитает литье, а вовсе не ручную лепку. Женские образы посещают Ольгу Щербакову, как правило, зимой. Но наряды русским красавицам она делает летние: "Чрезвычайно пластичный костюм, для передачи качества которого фарфор подходит идеально, придавал нашим женщинам грацию. Русские женщины всегда ходили лебедушками, а не так, как нынче, коленка об коленку, ходят на подиумах". А кроме того, широкая юбка придает фигуркам необходимую устойчивость. Фарфоровая скульптура вообще подразумевает постамент, но новгородская художница его отвергает. "Скульптуры мужчин я не люблю делать из-за технологических проблем -- им для равновесия необходима подставка", -- делится Ольга Щербакова. В виде исключения однажды художница выполнила заказ с портретным сходством для некоего юбиляра, за которого попросила его компания. По словам скульптора, самим мужчинам еще не приходило в голову заказать статуэтку с лицом любимой.