Бизнес стремится за границу

Корпорации открывают путь более мелким предприятиям

<BR><BR><B>Корпорации открывают путь более мелким предприятиям</B><BR>Ассоциация менеджеров России провела исследование "Российские транснациональные корпорации: выход российского бизнеса на международную арену".<BR><BR>Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе формулировались гипотезы и мнение широкого круга экспертов о возможности и перспективах выхода российского бизнеса на международную арену и связанных с этим проблемах. На втором этапе исследования проверялись сформулированные гипотезы путем опроса представителей российских компаний, названных экспертами транснациональными корпорациями. Всего в ходе исследования было опрошено более 80 экспертов -- генеральных директоров и топ-менеджеров ведущих российских компаний.<BR>Дмитрий Зеленин, президент Ассоциации менеджеров России, считает, что сегодня перед российским правительством и деловыми кругами стоит задача органично интегрироваться в мировую экономическую систему и занять в ней место, соответствующее потенциальным возможностям страны. В исследовании, в частности, были затронуты вопросы преимущества, которое получат российский бизнес и общество в целом от участия в процессе глобализации экономики. Выяснялось, какая государственная политика будет способствовать успешности этого процесса, с какими проблемами сталкиваются российские компании в процессе транснационализации?<BR><BR><B>Преимущества компаний</B><BR>Исследование показало, что, во-первых, новые возможности связаны с расширением географии рынков сбыта. Это отмечают 76,2% экспертов. Причинами стремления компании к расширению рынков сбыта может быть не только насыщение рынков, на которых действует компания, но также и повышенная ценность ее продукции на новых для нее рынках, а следовательно, и больший уровень извлекаемой прибыли. Простейшим примером здесь могут служить компании российской добывающей отрасли, экспортирующие сырьевые ресурсы по ценам, значительно превышающим внутренние.<BR>Почти столько же (74,6%) респондентов говорят о повышении эффективности деятельности компании за счет доступа к лучшим финансовым и материальным ресурсам, кадрам. Также выход на мировую арену делает компанию для иностранных партнеров более привлекательной с точки зрения возможностей взаимовыгодного сотрудничества. Привлечение к сотрудничеству иностранных компаний, обладающих необходимыми знаниями и компетенциями в различных областях, может помочь компании в эффективной диверсификации бизнеса по продукту или услуге.<BR><BR><B>Преимущества для страны</B><BR>Поскольку корпорации являются крупными экономическими агентами, то их развитие вызывает усиление конкуренции как на внутреннем, так и на международном рынке. Это отмечают 69,8% экспертов. Для развития экономики повышение конкуренции на рынке является позитивным стимулом. С другой стороны, положение малого и среднего бизнеса из-за развития глобальных компаний может ухудшиться. Это показывает сложившаяся сегодня ситуация в российской отрасли розничной торговли, когда крупные торговые розничные сети вытесняют с рынка более мелкие компании.<BR>Столько же (69,8%) респондентов считают, что выход отечественных корпораций на международную арену вызовет ускорение научно-технического прогресса и распространение новых товаров и технологий.<BR>Обладая большими финансовыми возможностями, транснациональные компании имеют возможность финансировать крупномасштабные проекты исследовательских институтов, поглощать научно-исследовательские фирмы или организовывать собственные центры исследований и разработок.<BR>Большинство экспертов (65,1%) высказались в пользу того, что международное развитие российских корпораций расширит рамки сотрудничества и откроет путь к нему многим более мелким предприятиям. Выход крупных российских компаний на мировую арену способствует процессу интеграции России в мировую экономику и повышению имиджа российского бизнеса в целом. Это позволит крупному и среднему бизнесу с большей легкостью привлекать иностранные кредиты и инвестиции, размещать свои акции за рубежом, повысит доверие иностранных партнеров, увеличит активность их взаимодействия с российскими компаниями.<BR><BR><B>Проблемы</B><BR>На первом месте среди проблем российских транснациональных корпораций, как и всего российского бизнеса в целом, стоит несовершенство отечественного законодательства, как налогового (это отмечает 77,8% экспертов), так и в области, затрагивающей вопросы, связанные с транснациональным бизнесом (69,8%).<BR>Государственное регулирование может как способствовать развитию бизнеса, так и поставить непреодолимые преграды для этого процесса. Когда компания ведет международную деятельность, особое значение приобретает вопрос о соответствии нормативных положений в законодательствах страны базирования и принимающих стран.<BR><BR><B>Политика</B><BR>40% экспертов считают, что бизнес только определенного вида должен получать поддержку от государства. При этом 25,4% высказываются в пользу того, что приоритет в государственной поддержке должен быть отдан малому и среднему бизнесу, а 14,3% -- крупным транснациональным корпорациям.<BR>В зарубежной практике крупные компании получают значительные налоговые льготы и государственную поддержку на международном уровне. В России ситуация несколько иная.<BR>Являясь естественными монополиями, многие российские корпорации, особенно сырьевого сектора, испытывают давление со стороны государства в области определения внутренних тарифов, зарубежной ценовой политики и стратегии развития. Поддержка этих компаний не является приоритетом государства, наоборот: доказывается необходимость перераспределения доходов из сырьевой отрасли в обрабатывающую.<BR>Более половины экспертов (52,4%) высказались в пользу того, что государство должно нейтрально относиться к бизнесу любого масштаба. Таким образом подчеркивается необходимость преобладания рыночных отношений в российской экономике и сведения к минимуму государственного регулирования.