Крупные российские нефтяники собрали всю петербургскую мелочь

Желание нефтяных гигантов не совпало с финансовыми возможностями

<BR><BR><B>Желание нефтяных гигантов не совпало с финансовыми возможностями</B><BR>Экспансия вертикально интегрированных нефтяных компаний на петербургском топливном рынке захлебнулась.<BR><BR>Владельцы петербургских розничных сетей АЗС и национальные нефтяные компании не могут договориться о цене. Вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНКам) не удается "малой кровью" занять главенствующее положение на розничном рынке Петербурга и Ленобласти. Пока они смогли сосредоточить в своих руках активы слабых операторов розничного рынка, а крупные оказались не по зубам.<BR>Почувствовав интерес со стороны ВИНКов, петербургские собственники сетей кинулись набивать себе цену. Наиболее яркий пример -- история "продажи" ООО "Фаэтон". Эта компания предлагала свою сеть ОАО НГК "Славнефть", ОАО "Лукойл" и ОАО НК "Юкос".<BR>В итоге ни одной сделки. "Сеть не продается. Рентабельность хорошая, и хозяева решили развивать этот бизнес", -- говорит Сергей Фетисов, генеральный директор ООО "Фаэтон".<BR>Закончились ничем и переговоры нефтяных компаний с ПТК. Ее пытался купить и "Юкос", и "Лукойл".<BR>В общем, продавцы не готовы продавать бизнес за те деньги, что предлагают ВИНКи. А ВИНКи не готовы платить больше, понимая, что за сумму более $700 тыс. за заправку построят сеть сами.<BR>"Слишком много денег хотят собственники АЗС. На 20-30% больше, чем мы готовы заплатить", -- говорит Валентин Татура, генеральный директор ООО ТД "ЮКОС-М".<BR><BR><B>Итак, процесс пошел</B><BR>Начало экспансии ВИНКов на топливный рынок Петербурга было положено 3 года назад.<BR>В 2000 г. ОАО НГК "Славнефть" заключило с несколькими сетями АЗС договор франчайзинга. Под флагом "Славнефти" заработали более 20 автозаправочных станций. Доля этой компании на петербургском рынке превышает 11%. Больше, чем у других ВИНКов.<BR>Похожая история, но с менее впечатляющим результатом, случилась с другим гигантом -- ОАО "Лукойл".<BR>Эта компания активизировалась весной 2002 г. В отличие от "Славнефти" "Лукойл" скупает сети АЗС. В прошлом году он запланировал расширение петербургской розничной сети до 50 АЭС. Тогда к своим 10 станциям "Лукойл" добавил еще 9, купив компанию "Базальт". Затем нефтяному гиганту сдалась компания "Восход" с восемью станциями. Доля "Лукойла" быстро приближалась к 10%. Но далеко уйти от этой отметки и занять желанные 20-25% розничного рынка пока не удалось. С начала этого года "Лукойл" в Петербурге никого не купил.<BR>По словам Полины Лавровой, руководителя пресс-службы ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт", пока официально никаких покупок не происходило и нет никакой информации о предстоящих сделках.<BR>Таким образом, розничный топливный рынок Петербурга представлен 12 операторами. Причем определяющая роль остается пока за пятью компаниями: "Петербургской топливной компанией" (ПТК), "Несте Санкт-Петербург" (Neste), "Балт-Трейдом", НГК "Славнефть" и "Лукойлом". Вместе эти компании, по данным КИС "Купол", контролируют 68% розничного рынка (см. диаграмму).<BR>Объективных предпосылок для поглощений и слияний нет.<BR>Считается, что приход крупных нефтяных компаний на рынок Петербурга и Ленобласти -- положительная тенденция. Благодаря этому снизятся цены, стабилизируется рынок.<BR>С одной стороны, это верно -- посредников станет меньше. А с другой -- утверждение о стабилизации рынка и снижении цен весьма спорно. Для независимых операторов продажа топлива в России -- единственный заработок. Это заставляет их обеспечить наличие топлива на АЗС по средним ценам.<BR>ВИНКи зарабатывают и в России, и за ее пределами. И приоритетным для них пока остается внешний рынок. Каждый $1 их дохода состоит из $0,85 заработанных на внешнем рынке и $0,15 на внутреннем. Получается, что устранение независимых трейдеров лишит крупных нефтяников конкуренции.<BR>Никто не будет им мешать приводить внутренние цены в соответствие с внешними. Особенно, если конъюнктура рынка за пределами России ухудшится. Что, собственно, и ожидается в следующем году.<BR>Цены на нефть опустятся ниже $20 за баррель, пугает ОПЕК Россию и других независимых нефтедобытчиков.