Оперативный лизинг доказывает свое право на жизнь

В Петербурге в рамках 6-й Международной научно-практической конференции "Малый бизнес -- технологии успеха" прошел круглый стол "Лизинг как один из элементов механизма обновления основных фондов", на котором особое внимание было уделено проблемам оператив

В Петербурге в рамках 6-й Международной научно-практической конференции "Малый бизнес -- технологии успеха" прошел круглый стол "Лизинг как один из элементов механизма обновления основных фондов", на котором особое внимание было уделено проблемам оперативного лизинга.<BR><BR>Развитие механизмов оперативного лизинга обусловлено тем, что лизингополучатели все в большей мере убеждаются в гораздо более выгодном использовании арендуемых машин вместо приобретения собственных.<BR>При этом преимущества оперативного лизинга заключаются в использовании техники, на покупку которой нет достаточных средств, а также в возможности доступа к лучшим технологиям, исключении необходимости иметь собственную ремонтную мастерскую, запасные части, содержать ремонтный персонал и т.д. Пока в России в лизинг приобретается не более 4% всей продаваемой техники. Для сравнения: этот показатель в Европе составляет в среднем 30%, а в Азии -- 80%.<BR>Елена Журавлева, генеральный директор ООО "Северная высота":<BR><BR>Наряду с активным развитием финансового лизинга на Северо-Западе России растет потребность в оперативном лизинге -- аренде. Для создания компании, предоставляющей услуги оперативного лизинга, требуются серьезные инвестиции. Во-первых, лизингодатель для оснащения парка должен приобрести высококачественную технику. Во-вторых, необходимо иметь собственный сервисный центр и высококлассных специалистов, обеспечивающих работу техники. В-третьих, техника обязательно должна быть застрахована.<BR>В Петербурге до сих пор имеет место так называемая скрытая аренда, причины возникновения которой связаны с недостатком в городе специализированных арендных предприятий. Дорожники и строители берут друг у друга в пользование старую, временно не востребованную, не соответствующую мировым стандартам технику. Это нельзя назвать арендой в прямом смысле слова. Без сопровождения техники квалифицированными специалистами, умеющими на ней работать, сдавать оборудование небезопасно: за считанные часы ее могут просто сломать, не говоря о других возможных проблемах. Я думаю, что с распространением оперативного лизинга такая практика полностью исчезнет.<BR>Наша компания с июля этого года предоставляет услуги оперативного лизинга. Мы начали с башенных кранов фирмы Liebherr (Германия). Сегодня первый поставленный кран работает на строительной площадке компании "Строймонтаж", которая возводит многоэтажное здание на пр. Космонавтов: кран поднят на высоту более 86 м.<BR>Второй -- у "ЛенСпецСМУ" на Гражданском пр., 42, где строится жилой комплекс "Новая Гражданка". Окончательная высота подъема этого крана составит 95 метров. Потребность в новых высокотехнологичных башенных кранах в Петербурге очень велика. В городе имеется 686 кранов, их изношенность составляет более 85%, а дефицит -- более 200 штук. Уже 10 лет в Петербург практически не завозились новые башенные краны, дело ограничивалось только бывшей в употреблении техникой".<BR>Сергей Силинг, генеральный директор ЗАО "РТ-Лизинг":<BR><BR>Оперативный лизинг отличается от финансового тем, что последний связан с передачей прав собственности на имущество, а оперативный предполагает лишь прокат того же имущества. Предприятие может использовать технику, а затем возвратить ее обратно компании.<BR>Компания, в свою очередь, приводит оборудование в порядок и сдает другому клиенту. И так до тех пор, пока оно совсем не износится. Тогда техника уже идет под пресс ввиду нецелесообразности вложения в ремонт значительных средств. К тому же со временем появляются современные образцы.<BR>Благодаря оперативному лизингу можно достичь полной загрузки оборудования. Можно быстро заменить морально устаревшую технику. При финансовом лизинге ее эксплуатируют, пока она полностью себя не окупит. Развитие оперативного лизинга наиболее хорошо заметно в секторе автодорожной и строительной техники. К счастью, значительных трудностей в реализации оперативного лизинга я не вижу, единственное: это сфера очень новая для России, поэтому не получила пока широкого распространения. У оперативного лизинга еще все впереди".<BR><BR>Сергей Николаев, генеральный директор ООО "МС Консалтинг":<BR><BR>"Проведенные массовые опросы российских строительных организаций показали их большую заинтересованность в распространении высококачественного оперативного лизинга. Организация сервиса сдаваемых в аренду машин является одним из важнейших видов деятельности. Недостаточно качественный сервис имеет отрицательные последствия как для лизингодателя, так и для лизингополучателя.<BR>Для лизингодателя это сказывается на росте затрат на эксплуатацию машин, на падении ценности услуг по аренде в целом, на падении авторитета. У лизингополучателя некачественный сервис вызывает значительные простои по техническим причинам. Это выражается в весьма ощутимых денежных потерях и уменьшении фактической производительности машин.<BR>Кроме того, неразвитый сервис отрицательно влияет на качество и безопасность работ, снижает надежность строительных процессов".<BR><BR><BR><B>Объем рынка оперативного лизинга в мире</B><BR>Доходы от оперативного лизинга подъемно-транспортной и строительной техники в мировом масштабе достигли $50 млрд, из которых около $25 млрд приходятся на Северную Америку, $6 млрд -- на Японию, около $15 млрд -- на Европу и $4 млрд -- на остальной мир. На Великобританию приходится около $5 млрд, на ФРГ -- $3 млрд, на Францию -- $2 млрд, на Испанию -- $750 млн, на Нидерланды -- $600 млн и на Италию -- $400 млн.<BR><BR><B>Справка</B><BR>v Оперативный лизинг -- лизинг, который применяется при небольших сроках аренды оборудования. При оперативном лизинге оборудование не полностью амортизируется за время аренды и может быть вновь сдано в аренду или возвращено арендодателю.<BR><BR>v Объем лизингового рынка в 2002 г.<BR>составил 4,412 млрд рублей, или $143,2 млн.