00:0015 сентября 200300:00
12просмотров
00:0015 сентября 2003
Ни у России, ни у Финляндии нет методов и техники для сбора нефти в тяжелых погодных условиях
<BR><BR><B>Ни у России, ни у Финляндии нет методов и техники для сбора нефти в тяжелых погодных условиях</B><BR><BR>На проходившем в Петербурге форуме "Северное измерение", посвященном вопросам социальной защиты, здравоохранения и охраны окружающей среды, существенное внимание было уделено проблемам защиты акватории Финского залива от аварийных разливов нефти.<BR><BR>Происшедшая зимой прошлого года у побережья Испании авария танкера "Престиж" еще раз показала присутствие ряда недостатков как в предотвращении аварии, так и в ликвидации ее последствий.<BR><BR><B>Пронесло</B><BR>Однако многие проблемы, имевшие место в Испании, не проявились бы в Балтийском море благодаря активному сотрудничеству между странами Балтийского моря и успешной деятельности Комиссии по охране Балтийского моря "ХЕЛКОМ". С другой стороны, в Балтийском регионе имеются проблемы, отсутствующие на испанском побережье. Фарватеры в заливе неглубокие и с большим количеством подводных камней. Кроме того, в течение нескольких месяцев движение по Финскому заливу осуществляется в ледовых условиях.<BR>"Пока нам повезло: по отношению к объемам транспорта аварий случилось меньше, чем в среднем во всем мире. Но мы должны принять все возможные меры для сведения к минимуму морских аварий, а в случае происшествия -- как можно более полноценно ликвидировать воздействие аварии на окружающую среду и общество, -- считает Кари Лампела, начальник Департамента Центра окружающей среды Финляндии. -- Здесь важную роль играет Международная морская организация "ИМО", другие многосторонние конвенции (ЕС, "ХЕЛКОМ" и т.п.), но также необходимо дальнейшее усиление сотрудничества между Россией и Финляндией.<BR>В Финском заливе до сих пор не хватает мощностей по сбору нефти. У нас пока еще нет реальной концепции для обеспечения государственного нефтесборного суда в восточной части Финского залива. Эта ситуация должна измениться благодаря программе правительства Финляндии по Балтийскому морю от 2002 г. В случае серьезной аварии проявится острая нехватка необходимого оборудования и ресурсов. Если в море будет разлито 10-30 т нефти, что, к сожалению, реально, то даже весь нефтесборный флот стран Балтийского моря не сможет защитить берега от попадания нефти. На своем последнем заседании в июне страны Балтийского региона подтвердили абсолютную приоритетность безопасности мореходства и управления аварийными ситуациями с учетом зимних условий.<BR>Основные недостатки общего характера в борьбе с нефтяным загрязнением в настоящее время заключаются в отсутствии надлежащих механических нефтесборных методов. Например, ни у России, ни у Финляндии нет методов и техники для сбора нефти в исключительно тяжелых погодных условиях, в настоящее время делаются только первые шаги в разработке нефтесборных методов в ледовых условиях.<BR>Для улучшения охраны Балтики необходимо ввести в Балтийском море обязательное сопровождение танкеров при входе и выходе из порта.<BR>В Финляндии компания "Фортум Ой" уже ввела сопровождение на добровольной основе и приобрела два буксира, приспособленных для работы в ледовых условиях.<BR>Буксиры также оснащены нефтесборным оборудованием. Россия и Финляндия должны приобрести достаточные технические средства для пожаротушения на море. В соответствии с исследованием "ХЕЛКОМ" в Балтийском море явно недостаточное количество таких средств".<BR><BR><B>Основные проекты правительства Финляндии</B><BR><B>по ликвидации разливов нефти</B><BR>u Финляндия оказывала финансовую помощь для приобретения нефтесборочных средств как Эстонии, так и России по линии сотрудничества с сопредельными регионами. В 2002 г. для улучшения готовности к ликвидации разливов нефти в Финском заливе России выделено 0,5 млн евро, а Эстонии -- 1,5 млн евро на переоснащение судна EVA-316 для его использования в ликвидации разливов нефти.<BR>u Судно "Сейли" морского ведомства Финляндии, которое используется для обслуживания фарватеров, будет переоснащено в нефтесборное судно с оборудованием, позволяющим эффективно работать как в летних, так и зимних условиях. Работы по переоснащению будут завершены в феврале 2004 г.<BR>u Два патрульных судна дальнего плавания класса "Турсас" пограничной службы Финляндии переоснастят в многоцелевые нефтесборные суда. Они будут действовать в акваториях Сааристомери (юго-запад) и Ботнического залива (север). При необходимости они могут быть быстро переведены в Финский залив.<BR>u Третье патрульное судно класса "2000", которое оснащено быстродействующими заграждениями, будет введено в эксплуатацию в 2005 г.<BR>u Будет закуплен новый многоцелевой ледокол, подходящий для ликвидации аварийных разливов нефти и химикатов.